С 2006 года правительство намерено решительно избавляться от излишков казенной собственности. По данным Росимущества, в настоящее время в федеральной собственности остаются 44 500 предприятий и учреждений. Причем во многих государство владеет ничтожной долей активов. Поэтому глава Минэкономразвития Герман Греф еще в прошлом году заявлял, что задача до конца 2008 года избавиться от этого балласта - вполне выполнимая, если, как выразился министр, "не обсуждать по каждому предприятию его "стратегичность".
Однако пока заявленные на продажу объекты за редким исключением продаются с большим скрипом. Мелкие госпакеты никому не нужны, поскольку новые хозяева и без них спокойно рулят собственностью, а иные покупатели не видят никакого смысла в ничтожных активах. Правительство выполняет план по доходам от приватизации за счет реализации лакомых кусков, главным образом нефтяных активов. В 2004 году, например, госпакет "ЛУКОЙЛа", проданный за 58 млрд. рублей, позволил перекрыть весь недобор. В 2005 году ситуация складывается похожим образом. При плане приватизации в 1,7 тысячи предприятий на торги была выставлена только десятая часть из них. Но реализация одного только пакета из 17,8 процента акций Магнитогорского металлургического комбината за 21,9 млрд. рублей покрыла половину годового плана по сборам.
В этих условиях возникает вопрос: зачем спешить с приватизацией казенной собственности в условиях, когда так значителен бюджетный профицит? На это сугубо либеральные министры отвечают, что приватизация форсируется для того, чтобы найти более эффективного собственника, чем государство. Вполне достойная цель и задача. Если не считать, что в 2004 году доходы от прибыли и аренды госсобственности составили половину всей суммы (65 млрд. рублей), вырученной от продажи.
Эксперты отмечают, что в 2005 году процесс приватизации приобрел новые черты. Президент внес поправки в закон, согласно которым компании, где доля участия государства более 25 процентов, получили право выкупать земли, принадлежащие государству. В то же время федеральное правительство начало собирать под свое начало сырьевую собственность, в свое время разбазаренную за бесценок. Самый яркий пример - покупка активов Юганскнефтегаза. В итоге на карте России появилась мощная госкомпания, доминирующая на российском нефтегазовом рынке. А заявленные к приватизации в 2005 году крупные госпакеты таких компаний, как "Связьинвест" "Аэрофлот", Домодедовские и Красноярские авиалинии, а также морские порты Санкт-Петербурга, Новороссийска, Туапсе и Мурманска, скорее всего, на торги выставлены так и не будут.
Да и зачем, собственно, резать курицу, несущую золотые яйца? Ведь в прошлом году именно крупнейшие госкомпании обеспечили 75 процентов всех поступлений в бюджет от дивидендов по акциям.