"ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ" С БАЛТИКИ

Археолог-подводник - редкая профессия. В Латвии всего один такой специалист-профессионал. Это бывший выпускник питерского Высшего морского военного училища имени Дзержинского Волдемарс Райнс. Вот уже 12 лет большую часть своего рабочего времени (а это шесть-семь часов ежедневно) он проводит на дне Балтийского моря. Ищет на старинных торговых путях останки затонувших кораблей.

Я встретилась с Волдемарсом на берегу, в баре юрмальской гостиницы. "Человек-амфибия" Балтийского моря, как оказалось, часто ходит в здешний бассейн. И вполне может жить на суше. Правда, не очень долго - море зовет.
-Темные глубины, холод, неизвестность. Что же влечет в них людей?
- Возможность потрогать историю. Ничто не сравнится с ощущением, испытанным на борту старого линейного корабля, так и застывшего на 30-метровой глубине с поднятой мачтой. Будто только что закончилось сражение...
Мы создали первый дайвинг-клуб в Латвии. И нашли с коллегами немало судов. Около Лиепаи - целое кладбище военных кораблей и подлодок. "Трофеи" достаем сразу, если знаем, что за нами идут мародеры. Ведь под водой тоже существует криминальный бизнес. Во-первых, на затопленные корабли "водят" целые группы любителей. Два спуска - 40 лат (порядка 80 долларов). Охотников хватает. Только в Швеции зарегистрировано 150 тысяч туристов-подводников, в Германии - 270 тысяч. Во-вторых, "черные археологи" достают различные предметы и продают их по безумным ценам... На одном из затонувших судов на глубине 33 метров обнаружилась даже надпись на латышском языке: "Частная собственность. Посторонним вход запрещен". Так что мы не афишируем координаты находок. Иначе их разорят.
- А кому на самом деле принадлежат затонувшие суда?
- По законодательству Латвии все, что находится в ее водах и на земле, принадлежит государству. Когда страна вступит в Евросоюз, то бывшие владельцы смогут претендовать на свое имущество в течение ста лет.
- Насколько я знаю, вы сообщаете зарубежным посольствам о находках. Как там воспринимают подобную информацию?
- Расскажу такую историю. Российский корабль "Москва" был построен в 1711 году. А в 1758 этот большой парусник затонул. Крушение произошло в 30 километрах от берега. Все 98 моряков добрались до суши, но потом погибли от переохлаждения - слишком долго находились в ледяной воде. И вот в 1913 -1914 годах один отставной русский офицер выполнил первые в истории работы по подъему пушек с этого судна. Собирался воздвигнуть памятник погибшим морякам, но не успел: грянула I мировая война... Когда я узнал, что парусник на дне, а пушки уже подняты, то немедленно позвонил в российское посольство. Но никакой реакции со стороны России нет. Зато шведы и немцы отвечают сразу: готовы принять участие в поисках или подъеме судна. Шведы, кстати, ищут только собственные корабли. Причем пытаются предъявить на них свои права, но пока это по законодательству запрещено.
...В пучину нынче бросаются и подготовленные водолазы, и новички. По словам Волдемарса, новоиспеченные инструкторы в погоне за длинным латом не соблюдают элементарных правил безопасности. Нередко начинающие водолазы получают травмы.
- Восемь лет я работал в водолазной школе ДОСААФа в Риге. Моя подготовка позволяет опускаться до 120 метров. Но свою самую большую глубину не назову - плохая примета, да и не хочу, чтобы кто-то, прочитав интервью, захотел побить мой рекорд. Это может закончиться трагически, а я экстремальных ситуаций, возникших по чьей-либо глупости, не терплю... Когда же человека принимают в ряды водолазов, есть традиция - выпить стакан виски. Но не просто: дайвер надевает маску с трубкой. В нее и льют напиток...
- Какая глубина все же опасна?
- Уже после 40 метров у многих наступает азотный наркоз - эйфория. Я ей не подвержен. У некоторых это случается после 60 метров. У нас на Балтике самая большая глубина - 465 метров, до 60 - в Рижском заливе. Со 120 метров, к примеру, мы подняли парусник... Один мой коллега шел на 300 метров, но это был экспериментальный спуск.
- Какая из находок была самой интересной?
- На одном из немецких кораблей времен второй мировой войны - "Эльбинге" - нашел в капитанской каюте фотоаппарат-"лейку" с заряженной пленкой. Даже пытался ее проявить, но, к сожалению, ничего не вышло. Сама пленка уцелела, пролежав под водой более полувека, а вот светочувствительный слой рассыпался. Так и не узнал, что же снимал командир корабля. Еще я нашел в этой же каюте стопку в виде корабельного фонаря с мальтийским крестом и патефон с пластинками. Причем один "диск" сохранился, просто оброс ракушками. Я его почистил и поставил на 45 оборотов. И услышал... русскую речь. Говорилось о победе над фашизмом, скорее всего, это была трофейная пластинка. Как ни странно, ни разу не обнаружили человеческих черепов, хотя кости иногда встречаются... А однажды подняли пушку 1907 года, на ней надпись: "Последний аргумент корабля". Теперь она в музее Вентспилсского замка.
- Сколько же еще не изученных подводных объектов на Балтике?
- Тысячи. И о многих даже не подозревают историки. У моего приятеля-капитана эхолот зафиксировал 800 предметов, за которые может зацепиться сеть в Рижском заливе. Из 11 проверенных 5 оказались кораблями. Причем только 12 процентов затонувших здесь судов - латвийские. Около 20 процентов - английские. Остальные - российские, шведские, немецкие. Я как раз занимаюсь регистрацией подводных объектов в Латвии.
- Приходилось встречать под водой VIP-персон?
- Под водой нынче встретишь кого угодно. Причем на земле с этим человеком увидеться порой невозможно. Как-то столкнулся с водолазом, на берегу он снял маску и выяснилось: наш премьер-министр. Встречаются банкиры, актеры и певцы. Да, это увлечение для состоятельных людей. Минимальная стоимость экипировки - 1000 долларов, а нормальный комплект - гидрокостюм, баллоны, декомпрессор, маска - за 2000.
- Ваши близкие тоже увлечены дайвингом?
- Сын и дочь уже взрослые, умеют нырять, но чтобы постоянно - нет. Что касается предков, то они вообще не были водолазами. Мой дед вернулся в Латвию, чтобы возрождать латвийскую культуру. Он долго работал в Воронежском театре художником-бутафором, а бабушка там же шила костюмы для труппы. Дед был главным художником фильма "Янис Райнис", получившего Сталинскую премию. Отец был летчиком, сбивал фашистские самолеты. Теперь за это его здесь не любят. И он даже не надевает своих наград - кровью добытые ордена и медали вызывают кое у кого злость. Он, правда, получает поздравления от Владимира Путина и пенсию из России. Но из-за этого мы только с третьей попытки получили латвийское гражданство.