С МИРУ ПО СТРАНИЧКЕ

Из Нью-Йорка в Москву доставлено 500 ящиков с книгами. Этот дар, с трудом преодолевший все

Из Нью-Йорка в Москву доставлено 500 ящиков с книгами. Этот дар, с трудом преодолевший все таможенные препоны, доставлен в столицу от имени американского гуманитарного комитета "Книги для России" в адрес московской библиотеки-фонда "Русское зарубежье".
Комитет этот был основан пять лет назад живущими в Америке потомками русских эмигрантов с единственной целью - вернуть в Россию накопленное за 80 лет печатное наследие русской эмиграции. К таковому причислены русскоязычные книги, периодика, архивные материалы и вышедшие за последнее десятилетие исследования о России на английском языке.
Это не первая акция тоскующих по своим корням русских американцев. Как рассказала журналистам председатель комитета Людмила Оболенская-Флам, за последние годы в Москву и библиотеки еще 57 городов России ими уже присланы десятки тысяч книг, журналов, фотографий и рукописей. А география последнего поступления охватывает Канаду, Аляску (семинария св. Германа), штат Коннектикут (русское поселение Чукаевка) и Калифорнию (приход св. Иоанна Крестителя). Многие жертвователи поначалу были не уверены в сохранности у новых хозяев в далекой и, как им казалось, все еще полудикой России своих уникальных печатных "сбережений". А некоторые меценаты даже специально сюда прилетали, чтобы осмотреть библиотечные хранилища. Но в большинстве случаев недоверие отступало. Оболенская-Флам собственноручно передала директору библиотеки-фонда "Русское зарубежье" Виктору Москвину мемуары Виктора Дандре о своей жене, русской балерине Анне Павловой (см. фото). Книга была выпущена одним немецким издательством в 1933 году тиражом всего лишь в 600 экземпляров. Этот фолиант подарил России один бывший дипломат-американец.
В благородное дело пополнения наших библиотек эмигрантской литературой свой вклад вносит и Европа. В свой очередной приезд основатель парижского издательства "ИМКА-ПРЕСС" Никита Алексеевич Струве передал россиянам библиотечные фонды нескольких русских "старческих" домов, недавно прекративших свое существование во Франции. Мсье Струве посетовал, что в культурной жизни Франции обозначилась тревожная тенденция к сворачиванию "русских" гуманитарных программ. По этой причине все никак не может осуществиться так долго им вынашиваемая идея открытия в Париже музея русской эмиграции.