Моя семья еще не забыла то время, когда приходилось сушить сухари. В начале 90-х годов жили мы
Моя семья еще не забыла то время, когда приходилось сушить сухари. В начале 90-х годов жили мы на Крайнем Севере. Хлеб тогда там дорожал чуть ли не каждую неделю, а выпуск его на единственном в городе комбинате не увеличивался, а катастрофически падал.
Спустя десятилетие мы оказались в хлебном изобилии. Караваи, крендели, пироги, булки, а также разнообразные сказочные персонажи, выпеченные из муки, улыбались посетителям хлебной выставки. Она была организована в Орле в дни работы второй межрегиональной конференции по проблемам хлебопечения Центрального федерального округа.
Открывая выставку, губернатор области Егор Строев обратился к участникам с мольбой:
- Сохраните круглый орловский хлеб! Где бы я ни был - во Владивостоке или в Париже, мне напоминают о славе круглого орловского хлеба. Увы, часто - былой...
Почему же он исчез? Потому что очень мало стало милассы. То есть рафинадной патоки, получаемой при производстве сахара-рафинада, который мы все меньше покупаем по причине дороговизны. А без милассы орловский вкусный хлеб не получится.
Но еще труднее производить пригодную для хлебопечения муку из низкосортного зерна. Доля зерна высокого класса и в этом урожайном году вновь не велика - не более 20 процентов. Даже для производства хлебной гостовской муки орловцы закупают качественное зерно в Саратовской и Оренбургской областях.
В Орел приехала огромная армия производителей хлебопекарного оборудования. Смекнув, что в России ощущается нехватка качественной муки, они привезли на выставку кучу прайс-листов новейшего оборудования и даже образцы печей. Срок окупаемости таких печей - от двух до трех месяцев. Неудивительно, что ассортимент дорогих видов кондитерских изделий растет стремительно, и цены, на взгляд рядового покупателя, - за пределами разумного. Хлебные же мини-пекарни отодвинуты на задворки. Вот как объяснил это орловский предприниматель Игорь Овчинников, за плечами которого 10 лет работы в хлебной отрасли:
- На высокий уровень налогов мы не жалуемся. Куда серьезнее чиновничьи барьеры. Нас, например, заставили даже платить деньги за открытие ворот, через которые проезжала машина с хлебом с арендованной территории.
Мы давно не сушим сухари. Но после увиденного и услышанного на межрегиональной конференции забеспокоились: а не пора ли вспомнить старый опыт? Несмотря на чудесный урожай и крайне низкие закупочные цены, никто о снижении стоимости хлеба даже не заикается. Наоборот: все боятся, что мука вот-вот подорожает до 6 рублей за килограмм. Неминуемо подорожает и хлеб.