ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НИКТО НЕ ВИНОВАТ?
Два вековечных вопроса - "Кто виноват?" и "Что делать?" - вот уж сколько лет тревожат лучшие умы. Как поставили их когда-то, так и стоят - не шелохнутся. А в том, что Россия имеет приоритет в постановке этих, как можно предположить, неразрешимых вопросов, сомневаться не приходится.
Полтора века назад молодой тогда еще Герцен прямо так и назвал свой роман - "Кто виноват?". В нем он вывел героя из серии"лишних людей". Надо заметить, что в нашем Отечестве умных людей вроде было достаточно и в то же время их всегда не хватало. Потому что именно они, как правило, оказывались лишними. Всю свою жизнь противник самодержавия Герцен пытался ответить на сформулированный им же вопрос. И виноват ли он в том, что убедительного ответа не получилось?
Через 20 лет другой писатель - Чернышевский поставил ребром вопрос "Что делать?" в одноименном романе, где он, кстати, впервые сделал героем профессионального революционера Рахметова. Но оказалось, что научиться спать на гвоздях куда проще, чем найти ответ на этот проклятый вопрос.
А может, все дело в том, что тот, кто виноват, тот и разъясняет нам зачастую, что делать?
НЕ ХВАТИЛО НЕ ТОЛЬКО КАБЕЛЬТОВЫХ
Статистика свидетельствует, что количество так называемых антропогенных катастроф нарастает непрерывно. Оно и понятно: человек стал не по разуму могущественным. Мало того, что он не очень стремится прогнозировать свои ошибки, но отпирается от уже допущенных.
В конце XIX века самая сильная на то время морская держава - Британия проводила в Средиземном море маневры. Броненосцы, крейсеры, миноносцы двигались в двух кильватерных колоннах и по команде флагмана адмирала Трайона должны были совершить боевой разворот. Для выполнения этого маневра двум броненосцам, шедшим друг за другом, необходимо было расстояние в 4 кабельтовых каждому, а дистанция между ними составляла 6 кабельтовых. Отдавая команду, адмирал забыл решить простую задачку: умножить 4 на 2 и убедиться, что произведение больше 6. Результат ему подчиненные подсказали, но как-то робко. А грозный адмирал не привык отменять свои приказания. В общем, произошло столкновение двух мастодонтов, и через считанные минуты "непотопляемый" броненосец "Виктория" лежал на дне морском кверху килем вместе с адмиралом и 320 моряками.
Оставшиеся в живых свидетели говорили, что последними словами адмирала Трайона были: "Это я во всем виноват..."
Даже напрягая слух, этих слов нельзя услышать из Киева - от виновников недавней катастрофы российского самолета Ту-154. Вот уже какую неделю украинская сторона демонстрирует фигуры высшего пилотажа, пытаясь увильнуть от ответственности. Того и гляди признают, что русский самолет угодил в украинскую ракету... Но не надо, мол, делать из этого трагедию: бывает...
БЫЛА БЫ ГОЛОВА
Император Павел царствовал недолго, но свой след в российской истории оставил, вмешиваясь во все, что под руку попадалось.
Так, им лично было категорически предписано не употреблять некоторых слов. Например, следовало писать и говорить не "отечество", а "государство", не "гражданин", а "мещанин".
А теперь представьте, как прозвучало бы: "Мещанин не пожалел головы своей ради государства". И совсем другое дело: "Гражданин сложил свою голову во имя Отечества". Хотя это крайняя мера, и настоящие граждане находят своей голове другое применение.