В запросе парламентариев сказано, что и Кузьмук, и командующий войсками ПВО Украины Владимир Ткачев с самого первого дня этой весьма некрасивой истории знали, что именно их боевым расчетом в ходе учений в Крыму был по ошибке сбит Ту-154 с 78 пассажирами и членами экипажа на борту. В доказательство депутаты приводят слова президента Украины Леонида Кучмы, заявившего, что министр обороны еще 4 октября пытался подать ему рапорт об отставке. Тем не менее 9 октября Александр Кузьмук, докладывая Верховной Раде об обстоятельствах гибели лайнера, заявил, что "ракета не могла сбить Ту-154" даже теоретически...
Наверняка неуютно сегодня чувствует себя и Верховный главнокомандующий, президент Украины Леонид Кучма. Оппозиционеры вновь взбодрились: замаячила перспектива импичмента. По мнению авторов депутатского запроса, в действиях президента 4 октября и в последовавшие дни есть, дескать, "состав преступления". По словам депутата Григория Омельченко, Кучма должен ответить и за себя, и за то, что он долго "покрывал халатность" своего министра обороны. Наверняка президенту еще не раз его киевские оппоненты припомнят и шокировавший многих довольно странный, если не сказать больше, комментарий к случившемуся: "Не нужно из этого делать трагедию, если есть какая-то ошибка..."
Впрочем, исход политических баталий в Киеве прогнозировать сложно. Тем более что российская сторона ведет себя сейчас в этом вопросе предельно сдержанно. Но есть последствия, которые для Украины неотвратимы и будут довольно болезненными. Прежде всего - в экономике. Совершенно очевидно, что трагическая ошибка ее зенитчиков будет стоить Украине немалых денег. На этот счет уже готовятся судебные иски. Чтобы выяснить, какие именно, "Труд" связался с авиакомпанией "Сибирь", которой принадлежит сбитый Ту-154, а также со страховой компанией, осуществлявшей страхование ответственности этого авиаперевозчика. Точные цифры ущерба, которые предъявят для оплаты Киеву, пока не определены, но, по словам страхового агента Адама Сугоняка, речь пойдет о многих миллионах долларов.
Украинцам предстоит покрыть все убытки и затраты авиакомпании "Сибирь" в связи с катастрофой самолета. А только остаточная стоимость погибшего лайнера составляет от 4 до 7 миллионов долларов. Плюс расходы на многодневные поисковые работы одиннадцати российских судов, двух вертолетов и одного самолета МЧС в районе гибели Ту-154. Плюс - внушительные суммы на доставку в Сочи из Израиля и различных городов России родственников погибших и на их проживание в гостиницах. Плюс - страховые выплаты пострадавшим семьям и выплаты по случаю потери кормильца. Плюс - выплаты компании "Сибирь" за моральный ущерб. Плюс - компенсация ей упущенной выгоды. И это не полный перечень...
Кому и сколько предстоит платить, решит суд. Сейчас определяется, чей он будет: украинский, российский или международный. Для юридической поддержки иска уже наняты адвокаты в Израиле и Новосибирске.
Наверняка наступят и сугубо военные последствия для Украины. Во-первых, возможно, ее ПВО придется отказаться от использования в дальнейшем для ракетных стрельб полигона на крымском мысу Опук. Полигон этот существует еще с советских времен, но стреляли обычно не с него, а по нему. С моря из корабельных орудий и ракетных комплексов. Но никогда - по воздушным целям, ведь над Черным морем проходит множество международных трасс, и как теперь всем понятно, это очень опасно. Мыс Опук для таких учений Киев решил использовать не от хорошей жизни. Российскими и казахстанскими пустынными полигонами не позволяли воспользоваться соображения "независимости", а своя территория густо заселена. Теперь, не исключено, все же придется просить Москву о помощи в стрельбах.
Во-вторых, еще более нереальными стали мечты некоторых украинских политиков о вступлении в НАТО, оттого, что уровень боевой подготовки их армии, скорее всего, оказался просто-таки "ниже нижнего предела". Чему удивляться, если в денежном эквиваленте, по данным Стокгольмского института исследований мира (СИПРИ), в расходах на оборону Украина уступает, например, Тайваню и Мьянме. При таких деньгах по стандартам, принятым в НАТО, Киев может содержать всего лишь одну полнокровную дивизию.
А, скажем, в нынешнем году ведомство генерала Кузьмука получило на приобретение нового вооружения и боевой техники ничтожную сумму - всего около 4 миллионов долларов. Вот и получилось, что роковой залп был сделан из зенитно-ракетного комплекса С-200, давно снятого с вооружения даже в России, где, как известно, дела с боеготовностью армии тоже далеко не блестящи.