То, что питерские власти сделали выбор в пользу именно "Славнефти", не слишком удивляет. Известная российско-белорусская компания, согласно многочисленным рейтингам, показывает в нынешнем году неплохие результаты по динамике развития. Оставаясь госпредприятием, "Славнефть" тем не менее уверенно чувствует себя в условиях свободной экономики, намереваясь к 2005 году выйти на ежегодный уровень добычи в 20 миллионов тонн и довести число фирменных автозаправок до тысячи.
Поставив на явного лидера, да еще под государственным флагом, Санкт-Петербург в любом случае не прогадает. Тем более что соглашение предусматривает также участие нефтяной компании в ряде инвестиционных проектов города, в том числе и "непрофильных". Сотрудничество, по всей видимости, будет многоплановым, хотя "бензиновая" составляющая, без сомнения, остается приоритетной для обеих сторон. Кстати, подобные соглашения компания "Славнефть" уже подписала с Ярославской, Костромской, Орловской и Ивановской областями, Краснодарским и Красноярским краями. Таким образом, город на Неве отнюдь не подвергает себя рискам первопроходца.
"Славнефть" на петербургском топливном рынке не новичок: представительство компании существует здесь уже пять лет, но до последнего времени ее интересы ограничивались преимущественно оптовой торговлей нефтепродуктами. Новый стратегический интерес - развитие сбытовой сети. "Славнефть" вложит около 10 миллионов долларов в строительство собственной сети АЗС, и, кроме того, уже заключены франчайзинговые соглашения с четырьмя топливными операторами. Предполагается, что город будет получать ежемесячно до 40 тысяч тонн светлых нефтепродуктов, производимых на Ярославском НПЗ, принадлежащем компании.
Планы вполне реальные, и питерские чиновники, надо думать, не понаслышке знают, что их партнер слов на ветер не бросает. "Уже сейчас мы вышли на уникальный темп ввода в строй новых АЗС: каждые десять дней сдаем в эксплуатацию по одной вновь построенной заправке. Причем география "Славнефти" постоянно расширяется", - говорит президент компании Михаил Гуцериев, с именем которого аналитики связывают успехи прежде не очень-то благополучного госпредприятия. Когда в начале года Гуцериев возглавил "Славнефть", под логотипами компании работало всего 190 АЗС, то сейчас их число увеличилось до 480, а добыча нефти достигла как минимум миллиона тонн ежемесячно.
Кстати, глава компании не считает, что государственный статус дает какие-либо преимущества или существенно влияет на положение дел. Эффективность производства, по его мнению, зависит от качества менеджмента, а не от формы собственности. Много ли найдется бизнесменов, которые мыслят не только экономическими, но и политическими категориями? Велико ли число компаний, где ставят во главу угла не только корпоративную прибыль, но и национальные интересы?
Между тем "Славнефть" - реальный и пока уникальный пример воплощения так долго пестуемой идеи экономической интеграции между Россией и Белоруссией. Компания принадлежит двум государствам и успешно действует к выгоде обеих сторон. Причем без намека на эксплуатацию слабого сильным, хотя почти 75 процентов акций находится в российской собственности. "Славнефть" - это удавшийся опыт партнерства на равных, чего нам так сегодня не хватает. Вот бы этот опыт да продвинуть в практику отношений на всех уровнях, и не только межгосударственных.
Санкт-Петербург, доверившись именно "Славнефти", как нельзя лучше позаботился о своем бензиновом будущем, заручившись к тому же гарантированно верным партнером и в других совместных начинаниях. Ожидается, что фирменные цвета - синий и красный - значительно оживят питерский топливный пейзаж уже в ближайшие месяцы.