КУЧУГУРЫ - МОСКВА И ОБРАТНО

...Это начиналось шесть лет назад. Воронежский теледокументалист Владимир Герчиков приехал в село с забавным названием Кучугуры, чтобы снять здесь, как думалось, очередной свой фильм.

Приехал - и постепенно, исподволь влюбился в неброскую красоту здешних мест, в своеобычных, колоритных - каждый наособицу - людей, населяющих эту русскую деревню. Стал проводить в ней времени едва ли не больше, чем у себя в Воронеже. И снимал, снимал, снимал...
Так появился на свет не имеющий аналогов телевизионный документальный цикл "Кучугуры и окрестности", который состоит сегодня (это трудно себе даже представить) из сорока с лишним картин. Вместе они образуют поистине уникальную художественную летопись современного российского села, свидетельством чему стала премия ТЭФИ, другие призы на фестивалях, полученные режиссером. А он продолжает снимать свою неспешную кучугурскую хронику...
Очередной и по-своему знаковый фильм из этого цикла был показан в минувшие выходные на РТР. Как водится, в позднее время, когда его мало кто мог увидеть. А между тем полуторачасовая лента "Путешествие в декабре" заслуживает того, чтобы ее посмотрело как можно больше народа. Хотя бы потому, что автор фильма придумал увлекательный сюжетный ход - он снарядил и отправил в дорогу, а именно в предновогоднюю Москву, двух своих постоянных героев: 80-летнюю Анну Филипповну и 63-летнего Алексея Федоровича, которые все последние десятилетия провели в родных Кучугурах и дальше ближайшего райцентра не выезжали.
Но напрасно ожидал я увидеть, как наши герои станут ахать и охать у ослепительно иллюминированных московских витрин, как они начнут оглаживать шершавыми ладонями атласную обивку мебели в шикарном гостиничном номере, как будут умиляться хромированным кранам в добела вылизанной ванной, накрахмаленным простыням и другим благам цивилизации, в которые они окунулись после убогого кучугурского быта. Нет, ноль внимания на все эти прежде недоступные им радости жизни, полное, если хотите, небрежение ими. Более того, никаких сколько-нибудь видимых изменений, подвижек с героями телесериала на фоне московского великолепия не произошло. Все та же мягкость, сердобольность, несуетная мудрость в облике и манерах Анны Михайловны. Все та же душевная ширь, молодецкая удаль в поведении Алексея Федоровича. Движимый распирающей его недюжинной силушкой, неперебродившей жизненной энергией, слоняется бывший кузнец по гулким холлам гостиницы, мается от вынужденного безделья, жмет каждому встречному руку, заговаривает с командированными, сыплет самим же сочиненными поговорками да прибаутками. А сквозь все это - тоска по родной деревне, по привычной крестьянской работе, по заснеженным сельским далям...
"Искушение" - так думал назвать свой фильм Владимир Герчиков, имея в виду искушение соблазнами столичной жизни, искушение известностью, пришедшей к героям сериала, которых в Москве кое-где узнавали, задаривали подарками. Но от броского названия режиссер сам же и отказался, ибо герои вовсе даже не подумали искушаться. Чувство собственного достоинства, насмешливая наблюдательность, гордость честно прожитой трудовой жизнью - все это осталось при них и в Москве, этом странном для них, призрачном мегаполисе, где круглые сутки горит праздничная иллюминация, где скромный обед в кафе средней руки тянет больше месячной пенсии, где на устроенном в честь кучугурцев аукционе выбрасывают сотню долларов за простые шерстяные носки... С затаенным недоумением перебирают они в номере свалившиеся на них, пусть и совсем небольшие, деньги - как-то не в радость, не всласть они, коль не заработаны своими руками...
В финале мы снова видим героев в родной для них обстановке. Наступил Новый год, из Москвы пришли поздравительные телеграммы от столичных политиков, сколь праздничные, столь и формальные. За окном метет пурга, в печи потрескивают поленья. Все простое, родное, привычное, сирое. "Все же нехорошо получилось, - видимо, не в первый раз итожит поездку Анна Филипповна. - Хоть бы кто подошел и спросил: как ты прожила и как ты живешь?.. Не подошел никто, никто, никто..."
Режиссер в своем раздумчивом, наполненном паузами, "воздухом" фильме не противопоставляет столичный город и забытую Богом деревню, тем более не сталкивает их лбами. Он дает пластичную, объемную картину сегодняшней жизни, показывает два ее сильно удаленных друг от друга полюса. Сблизятся ли они в обозримом будущем? Если бы знать, если бы знать...