А СКОЛЬКО БЫЛО ПИСЕМ?

На Охотном ряду зреет скандал. Группа депутатов Государственной Думы направила президенту открытое письмо. Объявлено, что это послание о положении в нефтяной промышленности в стране подписали сто два народных избранника, причем от всех фракций и депутатских групп.

О подписавшихся - чуть позже. Сначала - о существе вопроса. Авторы письма утверждают, что "приватизация нефтяных предприятий в поисках так называемого "эффективного собственника" привела... к сокрушительному, почти двукратному (с 585 миллионов тонн нефти в 1990 году до 306 миллионов тонн нефти в 1999 году) падению добычи нефти". Звучит внушительно, но как-то в тени остается тот факт, что приватизация произошла в середине 90-х годов. То есть распад Советского Союза уже состоялся, и немалая часть месторождений осталась за пределами России. С учетом этого не приходится говорить о "почти двукратном" падении нефтедобычи.
Далее авторы письма, среди которых 90 процентов - коммунисты, не желая того, сделали неожиданное открытие. Но, кажется, далеко не все это поняли. Итак, с одной стороны, депутаты-подписанты утверждают: добыча упала вдвое, а с другой - что новые собственники на сорок процентов сократили капиталовложения. Сопоставляя цифры, приходим к выводу: каждая тонна нефти обходится сейчас на двадцать процентов дороже. Так кто же хищнически грабил недра?
Автору этих строк приходилось в советское время бывать на Самотлоре и видеть, как и какой ценой добывалась тогда нефть. Геологи, здоровенные мужики, орденоносцы, один даже Герой Соцтруда, чуть не плакали, рассказывая о разграблении месторождений. Но партия сказала: "Нефть любой ценой", - вот и брали "сливки", а потом хоть трава не расти. Последствия такой политики больно сказываются сегодня практически на всех нефтяных полях России.
Ну да ладно, с логикой у части депутатов что-то явно не заладилось. А зачем, собственно, писалось письмо? Думается, не для того, чтобы помочь отрасли, от успехов которой во многом зависит здоровье государственного бюджета. Мол, пособим освободиться от груза накопившихся объективных трудностей, подкорректируем законодательство в области инвестиционной политики и так далее. Глядишь, и бюджет делить станет легче. Нет, все оказалось гораздо проще.
По мнению авторов письма, необходимо "возвращение незаконно схваченной крупной собственности истинным хозяевам: государству и трудовым коллективам - это не передел собственности, а акт высшей социальной справедливости". Примечательно, что пару лет назад, когда цена нефти была катастрофически низка, никто о таких посланиях и не думал. Видимо, "нерентабельно" было их писать.
Ну а теперь, как говорится, авторов на сцену! Первым стоит подпись Егора Кузьмича Лигачева. Он - известный борец за социальную справедливость, именно он инициатор пресловутой антиалкогольной компании, которая, помимо прочего, сильно ударила по бюджету страны. В народной памяти хищнические вырубки виноградников и драки в очередях у винных магазинов ныне прочно ассоциируются с началом "перестройки и ускорения", которые, собственно, и стали началом распада Советского Союза. Что же касается Егора Кузьмича, то область он выбрал не ту. Ему бы как специалисту продолжить борьбу на алкогольном фронте. Вот где деньги (сотни миллиардов рублей, а может, и больше) идут сегодня мимо госказны.
Второй по списку автор - господин Коробов из фракции "Единство" - в деле борьбы за социальную справедливость не замечен. Он известен тем, что в свое время руководил торговым домом Восточной нефтяной компании (ВНК), лично занимался продажей "черного золота" этой государственной фирмы. О том, как государственная ВНК торговала нефтью, о многочисленных криминальных разборках вокруг томской нефти много писали в средствах массовой информации. Страсти не утихают до сих пор. После приватизации компании господин Коробов перестал быть предпринимателем, но воспоминания об этом бурном времени, видимо, не оставляют его. Он проявляет такую активность, что даже собственная фракция открестилась от мнения своего члена.
Кстати, письмо разослано по редакциям помощниками именно этих двух депутатов и поэтому не может рассматриваться как официальный документ Госдумы. С подписантами тоже не все в порядке. Нет под посланием автографов руководителей фракции КПРФ. Выходит, даже не все коммунисты разделяют мнение депутатов Лигачева и Коробова. С другими фракциями дела обстоят еще сложнее. В секретариате Дмитрия Рогозина, который якобы подписал "документ", мне сказали, что он уже неделю находится в командировке и вроде бы не мог подписать письмо. Олег Морозов отозвал свою подпись, когда узнал, что ему давали совсем другой текст.
Непонятно, какой вариант письма ушел президенту Владимиру Путину. Первый, второй, а может быть, существует еще и третий? Как бы то ни было, все закулисные "маневры" с письмом вряд ли принесут добрую славу инициаторам этой акции.