Директор Московского станкостроительного объединения "Красный пролетарий" Юрий Кириллов жалуется: "На зарплату в 7 тысяч рублей в месяц не могу найти рабочих на производство станков с числовым программным управлением. А у нас на них как раз вырос спрос. С радостью взял бы не меньше сотни выпускников ПТУ. Но училище, которое выпускало этих позарез нужных нам специалистов, перепрофилировали на бытовую технику".
Нехватка рабочих рук тормозит дело не только станкостроителям. Листаю издаваемую в столице газету бесплатных объявлений и глазам не верю: "Требуются, требуются... " Столяры-мебельщики, газосварщики, печатники, литейщики, швеи, плиточники... Ну прямо как при социализме! В банке вакансий Москвы - свыше 100 тысяч свободных рабочих мест. Порой работодатели безуспешно предлагают оплату даже в "у.е", да еще с бесплатным обучением или переобучением нужной предприятию профессии - и не находят отклика.
Кадровый дефицит, с которым столкнулась экономика, - закономерное следствие десятилетнего пренебрежения властей производством. Спустив с молотка немало заводов и фабрик, они, видно, посчитали, что теперь стране ни к чему и самостоятельная система профобразования. Валерий Заворыкин, последний председатель комитета профобразования РФ, вспоминает: "Меня назначили на этот пост 18 марта 1993 года, а уже 31 декабря освободили от должности в связи с упразднением комитета". Созданное взамен управление воткнули в состав Минобразования, которому, как известно, дай бы Бог управиться с проблемами школ и учителей.
Как показала недавняя проверка Генпрокуратуры РФ, число выпускников, ежегодно получающих рабочие специальности, уменьшилось не так заметно. Вместо прежних 900 тысяч в год, в этом году, например, рабочие специальности в ПТУ получили 737 тысяч человек. Но статистика выглядит более или менее благополучной лишь потому, что почти половина из этого числа - взрослые люди, которым ПТУ помогли освоить новые специальности, нужные для того, чтобы легче было адаптироваться в рынке. Училищам они выгодны: за переподготовку таких кадров платят живые деньги.
Зато погоня за заработком оставила за бортом десятки тысяч ребят из неполных и малоимущих семей, для которых ПТУ были единственной возможностью бесплатно получить профессию. Какими только способами теперь из них не вытягивают деньги! В ходе той же проверки прокуратуры, например, выявлено, что в Петрозаводском училище с каждого учащегося из ежемесячной стипендии удерживали по 60 рублей на хозяйственные нужды. В Пермском училище N 60 по договору брали деньги за получение специальностей механика и слесаря-ремонтника...И это в учебных заведениях, в которых должны содержать детей на полном государственном пансионе!
Но и эти ухищрения мало что дали. "При всех трудностях, российские вузы сегодня могут думать о развитии. А ПТУ и техникумы рухнули настолько, что им не до развития - дай Бог сохранить бы материальную базу", - с горечью говорит нынешний министр образования Владимир Филиппов, при котором пэтэушникам нынче впервые дали денег столько, что их хватило хоть на еду и на оплату коммунальных услуг. Как быть с учебниками или оборудованием, место которому чаще всего разве что на свалке? В сельских училищах механизации бензина нет, чтобы посадить парня за трактор или комбайн. Доска да мел, вот все, что есть у преподавателей. "Мы выпускаем сейчас виртуально обученных мастеров", - прокомментировал ситуацию президент Академии профессионального образования Игорь Смирнов.
Самое же печальное, что нет надежд и на лучшее будущее. В соответствии с общемировой тенденцией уже в XXI веке львиную долю прибыли будут давать новые технологии. На долю стоимости материалов в любой продукции будет приходиться не более 10 процентов, остальные 90 - доля человеческого труда. "Между конкурентоспособной рабочей силой и конкурентоспособной экономикой - прямая связь", - убежден вице-президент российского Союза промышленников и предпринимателей Владимир Колмогоров.
Госдума РФ дважды принимала Закон "О государственной поддержке начального профобразования". Дважды его поддерживал Совет Федерации и дважды бывший президент Ельцин останавливал закон своим вето... В тот самый момент, когда депутаты собрались выйти с жизненно важным законопроектом в третий раз, их опередила исполнительная власть, записав в проект бюджета на 2001 год статью 103 о передаче финансирования системы на места.
"Этот удар для нас будет последним", - прокомментировал новость директор профлицея N22 из Старого Оскола Белгородской области Виталий Казаков. Солидарен с ним и зам. губернатора Оренбургской области Александр Ковалев: "За последние годы мы открыли 8 филиалов ПТУ, на базе 3 из них готовы были открыть полноценные училища. А теперь, скорее всего, придется закрывать и ныне существующие".
Итак, налицо заколдованный круг: рост промышленности сдерживается дефицитом кадров, а подготовку кадров - нехватка денег на учебу... Между тем средства на обучение кадров есть - их охотно могут дать работодатели, которые терпят убытки из-за их нехватки. Только не надо пытаться отнять у них эти деньги силой. Пусть сами вкладывают в те училища, в какие посчитают нужным, - либо уже существующие, либо совершенно новые. Государству остается их только поощрить, освободив каждый потраченный рубль на подготовку рабочих от налогов.
Плакать же по поводу утраты престижа рабочей профессии - пустое дело, да и вранье это. "Ни одно из училищ не испытывает проблем с комплектацией учащимися", - заявил начальник управления начального профобразования Евгений Бутко.