С каждым годом Узбекистан становится все более авторитетным и активным участником международных отношений
В последние годы заметно возросло внимание международного сообщества к Узбекистану. Переход к новой модели развития страны в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 гг. и Стратегией развития Нового Узбекистана в 2022-2026 гг. предопределил существенную трансформацию внешнеполитического курса страны.
Проводимая сегодня под руководством президента Узбекистана Шавката Мирзиёева обновленная внешняя политика нашей страны, выступая органичным продолжением курса широкомасштабных внутренних реформ, носит прагматичный и стратегически выверенный характер.
Реализованные по инициативе Узбекистана ряд важных мер, направленных как на продвижение национальных интересов, так и решение региональных и международных проблем развития и безопасности свидетельствуют о возрастающей роли и авторитета Узбекистана в качестве надежного партнера, активного участника международных отношений.
Как заявил 14 июля президент Шавкат Мирзиёев в своей инаугурационной речи, Узбекистан будет последовательно продолжать глубоко продуманную внешнюю политику и экономическую дипломатию, нацеленную на дальнейшее укрепление отношений дружбы, добрососедства и стратегического партнерства с государствами Центральной Азии, расширение многопланового сотрудничества со странами дальнего и ближнего зарубежья.
Практическими результатами нового внешнеполитического курса Узбекистана за последние шесть лет стали:
Первое. Запуск новой содержательной региональной повестки дня в Центральной Азии. Пересмотрев стратегические основы двухсторонних отношений с соседями в пользу укрепления добрососедства и сотрудничества, поддержания региональной безопасности, продвижения торгово-экономического сотрудничества, углубления культурно-гуманитарных связей с братскими народами, Узбекистану удалось вывести отношения с государствами региона на новый уровень.
Важнейший вклад в стабильное и устойчивое развитие региона Центральной Азии внесла выдвинутая Президентом Шавкатом Мирзиёевым инициатива регулярного проведения Консультативных встреч глав государств Центральной Азии.
С 2018 года проведены пять встреч глав государств в этом формате, последняя состоялась 14-15 сентября 2023 года в г. Душанбе.
Запуск этого принципиально нового механизма взаимодействия способствовал существенному улучшению политического климата в регионе, позволил странам начать предметный диалог по активизации торгово-экономического сотрудничества, снятию барьеров для товаров, услуг и капиталов.
В новых условиях Центральная Азия становится одним из наиболее динамично развивающихся регионов. За последние 6 лет совокупный ВВП пяти стран вырос вдвое, составил $ 400 млрд. При этом, доля взаимной торговли товарами в общем объёме внешнеторгового оборота Центральной Азии увеличивается - с 6% в 2014 году до 11% в 2022 году.
Консолидация стран региона способствовала повышению привлекательности Центральной Азии для внешних партнеров, расширению взаимодействия с крупными государствами и объединениями. Так, площадки диалога с ними в формате «Центральная Азия плюс» увеличились с 4 в 2017 г. до 11 в 2023 г.
Активно продвигая развитие регионального сотрудничества в сферах безопасности, торговли, энергетики, транспорта и культуры, Узбекистан выступил с рядом международных инициатив по вопросам безопасности, развития и межрегиональных связей Центральной Азии.
Они получили поддержку в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН: «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе», «Устойчивый туризм и устойчивое развитие в Центральной Азии», «Об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий», «Об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией». В их принятии государствами-членами ООН проявилось признание мировым сообществом практического вклада Узбекистана в укрепление региональной стабильности и устойчивого развития.
Второе. Начиная с 2017 года, Узбекистан значительно активизировал свои усилия по развитию отношений с Афганистаном в сферах торговли, транспорта, энергетики, образования, вовлечению этой страны в региональные торгово-экономические связи.
Ташкент сыграл ключевую роль в активизации участия стран Центральной Азии в международных усилиях по стабилизации в Афганистане. В Ташкенте состоялись крупные международные конференции по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие» (март 2018 г.) и «Афганистан: безопасность и экономическое развитие» (июль 2022 г.). Узбекистан не только способствовал поддержанию внимания международного сообщества к афганской проблеме, но и предложил совершенно новое восприятие этой страны в качестве неотъемлемой части Центральной Азии и важного звена в проектах взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией.
Третье. Важнейшим приоритетом внешней политики стала экономическая дипломатия. Узбекистан взял курс на более активную интеграцию страны в международное финансовое, торговое и экономическое пространство, межрегиональные транспортно-логистические коммуникации.
Ташкент активизировал переговорный процесс по вступлению в ВТО, получил статус государства-наблюдателя в ЕАЭС и статус страны-бенефициара в системе преференций Европейского Союза GSP+.
На качественно новый уровень вышло сотрудничество Ташкента с международными и региональными финансовыми институтами, такими как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития, ЕБРР, Исламский банк развития и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
Ключевым приоритетом узбекской экономической дипломатии стало продвижение широкой межрегиональной взаимосвязанности. Крупными событиями на этом направлении стали проведение в июле 2021 г. в Ташкенте Международной конференции высокого уровня по взаимосвязанности Центральной и Южной Азии и в ноябре 2022 г. в Самарканде международной конференции «ЕС – Центральная Азия» по взаимосвязанности.
Четвертое. Важным приоритетом внешней политики Нового Узбекистана стала системная активизация многосторонней дипломатии. В 2017 г. в выступлении Президента Шавката Мирзиёева на 72-й сессии ГА ООН был выдвинут ряд крупных инициатив, в том числе о проведении Консультативных встреч глав государств Центральной Азии.
В 2019 г. Узбекистан вступил в Тюркский совет. В 2020 г. Ташкент плодотворно председательствовал в СНГ. Крупным международным событием стало проведение в сентябре 2022 г. в Самарканде саммита ШОС, на нем Президент Узбекистана выступил с Самаркандской инициативой солидарности во имя общей безопасности и процветания. В октябре 2022 г. в Самарканде состоялся первый саммит Организации тюркских государств.
Отражением растущего потенциала многосторонней дипломатии Ташкента стали избрание Узбекистана в Совет ООН по правам человека на период 2021-2023 гг., а также поддержка членами Движения Неприсоединения председательства Узбекистана в организации в 2027 — 2029 годах.
В целом, за последние годы на многосторонних площадках Узбекистаном выдвинуто более 80 предложений по укреплению региональной безопасности и экономического сотрудничества, устойчивому развитию Центральной Азии. По инициативе Президента Узбекистана проведен ряд крупных международных конференций, посвященных формированию международных транспортных коридоров региона, решению проблемы Афганистана, укреплению взаимосвязанности Центральной и Южной Азии, раскрытию потенциала и участия молодежи в глобальных делах.
Активное участие в них глав государств и правительств, руководителей внешнеполитических ведомств и международных организаций многих стран свидетельствует о растущем организаторском потенциале узбекской дипломатии и привлекательности выдвигаемых Ташкентом прагматичных региональных и международных инициатив.
Ключевые внешнеполитические партнеры Узбекистана, включая ведущие страны и объединения, активно поддерживают внешнюю политику Узбекистана, прежде всего инициативы по развитию регионального сотрудничества в Центральной Азии, а также усилия Ташкента по урегулированию в Афганистане, вовлечению этой страны в региональные связи. Такого рода оценки включаются в совместные заявления, высказываются на пресс-конференциях и в ходе двусторонних официальных контактов.
Значение региональной политики Узбекистана и других международных инициатив нашей страны отмечают зарубежные эксперты. Так, кыргызский исследователь Байрам Токтогулов полагает, что, «благодаря видению внешней политики Президента Шавката Мирзиёева в Центральной Азии трансформировалась система межгосударственных отношений, в регионе появилось понимание совместного решения существующих проблем. Ташкенту удалось сформировать сбалансированное партнерство и сотрудничество с региональными и мировыми державами и международными организациями и вывести отношения на принципиально новый уровень. Его внешнеполитический подход вместе с внутренними реформами укрепил международный имидж Узбекистана».
По мнению известного американского эксперта Фредерика Старра, основателя Института Центральной Азии и Кавказа, Узбекистану удалось «возглавить региональные усилия по установлению функциональных отношений» с временным правительством в Кабуле. Другой специалист по региону, профессор Фуданьского университета (КНР) Чжао Хуашэн считает президента Шавката Мирзиёева «главным инициатором нынешнего раунда интеграции Центральной Азии».
Эксперт Института востоковедения РАН Александр Воробьев отмечает существенное усиление активности Узбекистана по линии международных организаций. За последние годы по инициативе Президента Шавката Мирзиёева в рамках ООН приняты несколько резолюций, касающихся международного, регионального сотрудничества и межконфессионального согласия. По мнению эксперта, следует ожидать от Узбекистана выдвижения в ООН новых инициатив, связанных с интересами самого Узбекистана, и в то же время актуальных для широкого круга других государств.
Таким образом, очевидно успешное формирование имиджа Узбекистана как ответственного и деятельного участника международных отношений. Продвигаемые Ташкентом и получившие широкое признание инициативы нацелены не только на эффективное обеспечение национальных интересов, но и укрепление стабильности и процветание в регионе Центральной Азии, решение стоящих перед странами мира общих проблем поддержания безопасности и развития.