В новой книге стихов Елены Скороходовой много грусти, но ни капли уныния
Когда встречаешь такого человека, как Елена Скороходова, трудно не поймать себе на мысли: талантливые – талантливы во всем. Банально, но правда! В юности автор только что вышедшей поэтической книги «Когда кипела кровь от чувств…» занималась фигурным катанием, ее тренер Елена Чайковская предрекала ученице блестящую спортивную карьеру. Но став мастером спорта, Елена увлеклась театром…
Поступила в Щукинское училище, которое закончила с отличием. Много лет выходила на сцену театра имени Пушкина. Снималась в кино – читатели наверняка вспомнят ее роли в фильмах «Шутка?!..», «Одиноким предоставляется общежитие», «Зловредное воскресенье», «Бабник», «На углу у Патриарших», «Виола Тараканова» и многих других. А еще она вела ритмическую гимнастику на Центральном телевидении. Даже попробовала себе в роли драматурга и режиссёра, написав и поставив несколько пьес.
Но все эти этапы жизни Елены Скороходовой связующей нитью объединяют стихи, которые она писала с самой ранней юности. Поэтическое творчество Скороходовой само по себе очень разнообразно. Тут и любовная лирика, и философские размышления о жизни, и религиозные мотивы. В книге «Когда кипела кровь от чувств…» собраны стихи разных лет, посвященные любви. В небольшом предисловии Елена пишет: «Здесь практически нет стихов про счастливую любовь, и может возникнуть ощущение, что вся моя жизнь была чередой беспросветно несчастных эпизодов». После этих слов сразу представляешь себе вереницу однообразных унылых текстов – но, перелистав первые же страницы, понимаешь, насколько это ожидание ошибочно. Действительно, в лирике Скороходовой больше печали, чем веселья. Но вот уныния в них – ни капли. Чем глубже погружаешься в книгу, тем сильнее поражаешься тому, как по-разному можно грустить и страдать, как глубока и разнообразна может быть любовная печаль и насколько широка гамма эмоций любящего сердца. Чего только нет в этой книге: легкое кружение чувств, ураганный порыв страсти, упоение ожиданием, всполох надежды, разочарование и боль. Вот мятущиеся строки: «Для моей любви к тебе мало места. Мое тело для нее слишком тесно». Вот страстная надежда: «Не вздох, а ВДОХ… Я не вздыхаю,/ А ВДОХновляюсь от тебя». И ценнейшее свойство – юмор и самоирония: «Сегодня я тебя люблю…. А завтра окончанье съемок».
Например, прочитав первые строки стихотворения «По дороге из Каширы», невольно вспоминаешь слова известного романса Евгения Блажеевского «По дороге в Загорск». Но тут же понимаешь, насколько эти произведения различны. Блажеевский на своем пути в Загорск грустен и мрачен. Смысл жизни для его лирического героя потерян, и перспектив не видно: «…с рожденьем ребенка теряется право на выбор,/ И душе тяжело состоять при раскладе таком,/ Где семейный сонет исключил холостяцкий верлибр И нельзя разлюбить, и противно влюбляться тайком...».
А вот «Дорога из Каширы» Елены Скороходовой полна легкой женственной игры, иронической интонации и артистизма: «По дороге из Каширы/ Я веду с тобой беседу,/ Объясняю сущность мира/ И последствия грехов/…. Пахнут яблоки в машине./ Этот запах – признак счастья./ Я ловлю его вдыхая/ И на выдохе ловлю…/ И какой-то голос свыше/ мне внушает все сильней:/ «Он тебя прекрасно слышит/ Там в Испании своей»».
Я процитировал этот стихотворение так подробно, потому что именно в нем, мне кажется, ярко и зримо ощущается образ автора – загадочный, романтичный, привлекательный. Но самое главное – необыкновенно женственный и при всей сложности – цельный. Наверное, в этой цельности – секрет обаяния и сборника, и самой Елены, которая живет предельно естественно, не по расчету. Как море, огонь и любая другая стихия. Не случайно сказано в одном из ее стихотворений: «Вдохновенье всегда приходит не вовремя».