Россия может утратить первенство в области проведения ускоренных схем сближения космических кораблей с МКС, где лидирует. Пока
Из-за перестраховщиков Россия может утратить первенство теперь уже и в области проведения ускоренных схем сближения космических кораблей с Международной космической станцией (МКС), где мы пока лидируем.
Напомню: четыре года назад пилотируемый «Союз ТМА-08М» впервые причалил к МКС и состыковался не через двое суток после старта, как это происходило на протяжении десятилетий, а через 5 часов 45 минут. Ускоренная 4-витковая схема сближения, несравнимо более комфортная для экипажа, стала возможной благодаря блестящей работе наших специалистов по управлению полетом. Время прибытия на МКС сократилось в 8 раз. При этом не потребовалось дополнительного топлива, наоборот, есть некоторая его экономия. На сегодня эта схема использовалась в России уже 24 раза.
Специалисты Центра управления полетами в неофициальных беседах говорили мне, что кроме одного раза, когда вкралась ошибка в программное обеспечение, все полеты проходили отлично, без сучка и задоринки. И даже тот полет, который помог устранить трудно выявляемую ошибку, продемонстрировал устойчивость схемы к нештатным ситуациям — после перехода на двухсуточную схему экипаж успешно состыковался с МКС.
А недавно было объявлено, что в нашей стране завершена подготовка к полетам по еще более быстрой 2-витковой (всего-то три часа!) схеме. Именно таким образом, по неофициальным данным, планировался предстоящий полет к МКС грузового корабля «Прогресс МС-07» 12 октября, что стало бы новым значительным достижением.
Но, судя по информации, которую мне удалось получить из трех разных источников, схему в 2 витка могут отложить на неопределенный срок. А следующая возможность проведения этого летного эксперимента вряд ли появится раньше, чем через год.
Не слишком компетентные перестраховщики, занимающие в отрасли далеко не рядовые должности, не доверяют классным специалистам, которые на практике доказали свой высокий профессиональный уровень. Типичная история: начальству проще зарубить новое - сними ответственность и живи спокойно.
Между тем, китайский грузовой корабль «Тяньчжоу-1» недавно успешно пристыковался к орбитальной лаборатории «Тяньгун-2» именно по ускоренной 4-витковой схеме. После первых двух «длинных» стыковок китайцы уже на 3-ей приступили к освоению быстрой доставки корабля. Возможно, не за горами у них и 2-витковая схема…
А мы что же, будем сдавать позиции, перестраховываться? И гордиться прошлыми успехами… Интересно, что по этому поводу думают руководители Роскосмоса?
P. S. «Труд» следит за развитием этой ситуации.