Фестиваль поразил фильмом открытия
То дождь, то солнце, то ураганный ветер, то ласковый штиль: Первым дням работы фестиваля «Киношок», который проходит в Анапе, сопутствуют яростные погодные катаклизмы. На открытие киносмотра выезжали в легких нарядах, актрисы, как водится, были в открытых вечерних платьях, но во время торжественного променада по улицам города делегацию накрыл плотный ливень. Людмила Максакова, Лариса Лужина, Людмила Зайцева промокли до нитки и, не дождавшись начала церемонии, вернулись в свои номера. Другие стойко переносили тяготы и лишения походной фестивальной жизни.
Вели церемонию открытия молодые актеры Михаил Сафронов и Александра Афанасьева-Шевчук. Да-да, та самая Александра Шевчук, которая полгода назад попала в автомобильную аварию и, если верить желтой прессе, впала в кому, была на грани жизни и смерти. На самом деле все оказалось не так трагично, рассказала обозревателю «Труда» мать актрисы, генеральный директор «Киношока» Ирина Шевчук. По ее словам, пресса во многом сгустила краски, а кое-что просто переврала. Во всяком случае Саша, впервые появившись на публике после тех драматичных событий, замечательно провела двухчасовую церемонию открытия, да и вообще держалась на сцене молодцом, заслужив овации за мужество и верность профессии.
Достались в этот вечер аплодисменты и бессменному президенту Открытого фестиваля стран СНГ и Балтии (таково полное название «Киношока») — драматургу, писателю, режиссеру, актеру Виктору Мережко, которому коллеги присудили приз за выдающийся вклад в оте-чественное кино. Виктор Иванович, автор шести сценариев, в том числе «Полетов во сне и наяву», «Родни», «Курочки-Рябы», 18 пьес, десятка поставленных им самим фильмов и сериалов, был искренне растроган: это его первая награда за многие годы. В своей ответной речи Мережко пропел осанну советскому кино и его мастерам: Бондарчуку, Тарковскому, Ростоцкому. Вспомнил он в этот вечер и о былой дружбе народов, когда в ходу не было понятий «гастарбайтер», «мигрант», а все люди на просторах СССР были друг другу братьями. Эту идеологию, собственно, и исповедует руководимый Мережко фестиваль, скрепляя наше общее культурное, духовное пространство, которое, впрочем, на глазах становится другим.
Это блистательно показал фильм открытия — «Салам, Нью-Йорк», снятый кинематографистами Киргизии в Америке. Он рассказывает о мытарствах молодого киргиза, который оказывается в огромном мегаполисе с двумя долларами в кармане и с разговорником английского в руках. Спя порой по три-четыре часа в сутки, работая то грузчиком, то посудомойкой, герой ни на минуту не изменяет своей мечте — выучиться и стать дипломированным юристом. Что в конце концов ему и удается.
Этот горький и нежный фильм, пронизанный любовью к Нью-Йорку, к его величественным небоскребам и мрачноватым трущобам, тенистым паркам и эмигрантским каморкам, отразил личный опыт автора — 29-летнего режиссера Руслана Акуна. Он тоже уехал в Америку, бедствовал там, опускался на самое дно жизни, но в итоге выплыл. Укоренился в Нью-Йорке, отучился два года в тамошней Школе визуального искусства и: вернулся в родную Киргизию, чтобы делать свое кино.
Фильм «Салам, Нью-Йорк», снятый за 100 тысяч долларов частных инвестиций, уже получил престижный приз на международном фестивале в Сеуле и стал самым кассовым хитом за всю историю независимой Киргизии. Он дважды отбился в прокате у себя на родине, а сейчас завоевывает экраны соседнего Казахстана. Лишенный даже тени ностальгии по советским временам, снятый с позиций «гражданина мира», но и патриота своей страны, этот фильм, думается, мог бы стать событием и в России — он в легкой, остроумной форме обобщает опыт «покорения Америки» нашими соотечественниками. Но киргизское, равно как и узбекское, литовское, казахское, грузинское, etc. кино, к сожалению, можно увидеть только на фестивалях. А точнее, только на фестивале «Киношок».