Опираясь на опыт соседей

В Белоруссии в 1999 году был принят Жилищный кодекс, в котором установлена обязанность для собственников жилья по отчислению средств на капремонт общего имущества

Организация капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (МКД) на сегодняшний день является одним из наиболее актуальных направлений развития жилищно-коммунальной сферы России.

Эта тема весьма интересовала делегацию Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ во время состоявшейся в августе поездки в Республику Беларусь. Члены делегации внимательно ознакомились с белорусским опытом организации капремонта.

Как отметили специалисты Фонда ЖКХ, в сфере капитального ремонта МКД наши государства движутся примерно в одном направлении. А именно — к созданию эффективных механизмов финансового обеспечения капремонта. Тем не менее опыт белорусских коллег богаче. У них еще в 1999 году был принят Жилищный кодекс, в котором установлена обязанность для собственников жилья по ежемесячному отчислению средств на капремонт общего имущества МКД. Эти отчисления аккумулируются на субсчетах организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, и местных исполнительных и распорядительных органов.

Сам капремонт МКД подразумевает конструктивное восстановление инженерных коммуникаций для улучшения состояния здания. В доме меняют инженерные сети водопровода холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, лифтов, а также осуществляют замену окон, системы отопления, ремонт кровли и фасада. При этом государство оплачивает около 70% капремонта, а оставшиеся 30% платят жильцы и квартиросъемщики.

Ежегодно в Республике Беларусь проводится капремонт общего имущества около 1,5% МКД. При этом средняя цена ремонта 1 кв. м составляет порядка 150 долларов США.

В настоящее время планируется, что с 2013 года капремонт общего имущества МКД будет оплачиваться преимущественно за счет собственников жилья. А в домах, принятых в эксплуатацию после их строительства или капитального ремонта с 1 января 2013 года, будет необходимо обеспечить ежемесячное отчисление средств на специальные счета в АО «Сберегательный банк «Беларусбанк». При этом капремонт таких домов будет финансироваться без привлечения бюджетных средств.

Однако, изучая и учитывая опыт Республики Беларусь, специалисты Фонда ЖКХ обращают внимание на то, что и в российских регионах уже имеются достаточно эффективные наработки в организации систем капремонта МКД. Весьма интересен, например, опыт Республики Татарстан. Там уже не первый год успешно работает Республиканский фонд финансирования капремонта МКД.

Источником его формирования являются средства жильцов, поступающие в виде платежей на проведение капремонта общего имущества дома, и средства республиканского бюджета. Платежи собственников жилья поступают в размере не ниже федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения (из расчета на 1 кв. м общей площади жилья в месяц). Средства аккумулируются на специальном казначейском счете муниципального образования и могут предоставляться только зарегистрированным на его территории управляющим организациям.

В результате создания республиканского фонда и проведения разъяснительной работы с населением доля софинансирования собственников при оплате работ по капитальному ремонту домов в 2010 году превысила 20%. В 2011-м она увеличилась до 37%.

Ожидается, что в 2012 году объем финансирования составит 4726 млн рублей, будет отремонтировано 914 домов. Улучшат условия проживания 248 тысяч жителей.

Стоит отметить, что в рамках системы адресной социальной защиты введена дополнительная субсидия для граждан, чей доход не позволяет оплачивать 5% расходов по капремонту, обязательного участия в программах капремонта, финансируемых с участием средств Фонда ЖКХ.

Для российских регионов сейчас очень важен отечественный и иностранный опыт организации капремонта МКД. Государственной думой в первом чтении приняты поправки в Жилищный кодекс РФ, касающиеся введения обязательной платы собственников помещений за капитальный ремонт и создание региональных систем капремонта. Согласно этому законопроекту региональные власти будут вправе решать, какой именно путь выбрать исходя из особенностей своего региона. Но при этом, конечно же, необходимо учитывать накопленный опыт эффективно действующих систем.