В частности, волонтеры из Министерства культуры Подмосковья приехали в Мураново – усадьбу-заповедник поэтов Баратынского и Тютчева
В минувшую субботу в 10 подмосковных музеях-заповедниках прошла единая акция «Полезный выходной»: добровольцы помогали усадьбам и монастырям обустраивать территорию. А в знаменитое Мураново — усадьбу-заповедник поэтов Баратынского и Тютчева — в качестве волонтеров явилась пара десятков сотрудников Министерства культуры Подмосковья, которое, собственно, и инициировало этот культурно-благотворительный проект. Чтобы подивиться на такое чудо, как добрые, открытые народу чиновники, а заодно помахать лопатой на пользу обществу, в поэтическую вотчину отправился и корреспондент «Труда».
Мураново, без преувеличения, гордость Подмосковья. Не так много у нас сохранившихся в целости дворянских усадеб, а уж осененных именами сразу двух великих поэтов, пожалуй, больше и не найдется. Посмотреть на дом, выстроенный Баратынским по собственному проекту, глянуть на те же самые стены, портреты, мебель, которые видели Гоголь, Аксаков, Денис Давыдов, Одоевский и другие славные гости имения, увидеть первые прижизненные издания Тютчева (так вышло, что усадьба после Баратынских досталась потомкам Федора Ивановича, и они устроили здесь тютчевскую экспозицию) ежегодно приезжают 30 тысяч посетителей.
Но в июле 2006 года случилась беда: загорелся (по официальной версии, от удара молнии) дом. Потери могли бы быть огромными, если бы не редкая для наших пожарных оперативность и, конечно, самоотверженность музейных работников, которые бросались буквально вслед за огнеборцами, как только те вскрывали комнату за комнатой, чтобы спасти экспозицию. Уберечь удалось практически все, от книг до гобеленов-покрывал, вышитых Эрнестиной Тютчевой — второй женой поэта. Правда, многие вещи сильно пострадали от воды и пены — например, полотно «Морской вид» Алексея Саврасова (1859). А портрет Екатерины II (старинная копия с работы Иоганна Баптиста Лампи) горел даже дважды — попал на реставрацию в Центр имени Грабаря, где два года назад тоже случился сильный пожар. Но, к счастью, «выжил» и там. А 152 книги безвозмездно реставрировала Ленинская библиотека...
Однако до сих пор в залах музея восстановлены далеко не все интерьеры: например, вместо старинных люстр пока горят голые лампочки. Еще не вернулись на свои места старинные горки с посудой. Всю экспозицию планируют возобновить к концу 2013 года.
Нынешний десант волонтеров в Мураново — еще один, пусть небольшой, шаг к восстановлению. С идеей регулярно, не реже раза в квартал устраивать субботники добровольцев в областных музеях выступил министр культуры Подмосковья Антон Губанков. Антон Николаевич, лишь четыре месяца назад назначенный на свой пост, уже стал знаменит как яркий креативщик: например, он устроил так, что сотрудники министерства стали приходить по утрам на работу под игру подмосковных музыкальных коллективов. И хоть иронических усмешек хватало, но и желающих выступить — тоже, ведь артисты получали шанс обратить внимание не только на себя, но и на свои проблемы... Теперь же он решил: в один из музеев поедет сам во главе группы сотрудников. Вот так, на лавочке у мурановского дома, с видом на дивный, сохраненный в нетронутости пейзаж с речкой и холмами, будто сошедший с полотен XVIII века, состоялось наше знакомство.
Антон Николаевич рассказал, что в Подмосковье — более 6 тысяч объектов культурного наследия, в том числе таких ценных, как Троице-Сергиева Лавра, Звенигородский заповедник, Новый Иерусалим... Каким-то повезло больше, каким-то меньше, но в любом случае сил и средств на их достойное содержание не хватает. Особенно после того, как в 2008 году контроль за сохранностью большинства памятников региона, даже тех, что имеют федеральный статус, был возложен на местные органы власти. В этих условиях простая уборка территории от валежника добровольцами — уже ценное подспорье. А заодно и хороший способ заинтересовать молодое поколение судьбой памятников и через нее — отечественной историей вообще.
На Мураново выбор министра пал еще и потому, что как раз сегодня, во вторник, в правительстве должен решиться вопрос о присвоении этой усадьбе статуса музея-заповедника. Что, считает Антон Николаевич, даст объекту большие культурные и хозяйственные возможности, лучше защитит от натиска застройщиков.Ну а в субботу главным пунктом повестки дня стало устройство выемки под будущую площадку для крикета. Вместе с министерской молодежью под песни Шаинского, Соловьева-Седого и прочие бодрящие мелодии мы выкопали на глубину штыка лопаты с полсотни квадратных метров мемориальной земли, которую потом покроют дерном, чтобы почтенная публика могла играть в игру, которую, говорят, обожал Федор Иванович Тютчев.