ЧТО ДЕШЕВЛЕ ЖИЗНИ?

Увы, каждый год россиян умирает значительно больше, чем появляется на свет. В том числе потому, что 83 процента граждан уходят в мир иной, минуя больничный стационар. В Москве, где уровень медицинской помощи повыше, таковых 55 процентов. А вот, скажем, в Волгограде у себя дома, на улице или на работе умирает примерно 75 процентов граждан, в Новосибирске - 77. Эти цифры назвал ректор волгоградского медуниверситета, академик РАМН Владимир Петров. Он 17 лет выступает с лекциями, которые обращены не столько к врачам, сколько к чиновникам, общественности. Потому и темы выбирает на грани медицины и социологии.

По сведениям академика, у россиян ежегодно наступает около 50 миллионов случаев, когда требуется срочная медицинская помощь. Естественно, тут же вызывается "скорая". Но в ожидании врачей больной находится один на один с угрожающей жизни патологией. Подавляющее большинство наших людей, подчеркивает Петров, не имеют четких рекомендаций и необходимых лекарственных средств, чтобы вывести себя из рокового состояния. Зато у каждого дома есть заветный мешочек, в котором свалены десятки препаратов на все случаи жизни. В решающий момент они оказываются бесполезны.
Волгоградский ученый предлагает обратить государственное внимание на разработки врачей главного военного госпиталя имени Н.Н.Бурденко. Научно это звучит так: новый вид первой помощи - типовая врачебно-ориентированная неотложная само- и взаимопомощь. Петров рассуждает следующим образом. Практически любой человек знает свои возможные острые состояния. Медицинская наука и практика научились останавливать развитие той или иной патологии. Значит нужно: а) знать рациональный алгоритм неотложных действий и б) иметь оптимальный набор лекарств, упорядоченно расположенных в карманных мини-аптечках. Таких, чтобы было удобно всегда носить с собой. На работе, на даче, где угодно.
Несколько лет назад первую партию мини-аптечек изготовили по заказу МЧС. Называется такая пластинка в фольге с несколькими таблетками "Спаскард". Только потом отчего-то остановились, и дальше дело не пошло. Чтобы понять, что это такое, рассмотрим пример. У человека сердечный приступ. Он берет блистер и читает, что должен делать. Первое: принять таблетку нитроглицерина (раскусить, не глотать). Следом таблетку ацетилсалициловой кислоты (разжевать, проглотить). Спустя 3-5 минут, если боли в области сердца исчезли, можно самостоятельно идти к врачу. Если нет, принять еще таблетку нитроглицерина (раскусить, не глотать) и вызвать "скорую"...
Так в чем суть предложения Петрова? Известно, отчего умирают люди. Выделяются десять основных причин. Десять неотложных состояний, чаще всего предшествующих смертельным исходам. От нестабильной стенокардии и инфаркта миокарда, от острого нарушения мозгового кровообращения и острой сердечной недостаточности до острого панкреатита и острого холецистита. И на каждую из этих десяти патологий нужно разработать отдельные блистеры. На пластинках кратко и понятно написано, что и как делать в конкретном случае. Таблетки все отечественные с наивысшей степенью доказательности, то бишь самые эффективные. А теперь внимание. Если обеспечить такими блистерами все население страны старше 45 лет (разумеется, в соответствии с заболеваниями человека), то в год государство потратит... около 200 миллионов рублей. Всего-то! На Волгоградскую область необходимо выделить примерно 2 миллиона. А теперь последняя цифра. Ежегодно в стране преждевременная смерть уносит около 200 тысяч человек. Большинство из них можно спасти таким нехитрым и недорогим способом.
Помните, несколько месяцев назад в стране чуть бунт не начался из-за отсутствия в аптеках лекарств для льготников. Так вот, Петров убежден, что решить ее только лишь масштабными закупками за границей дорогих препаратов невозможно. Надо, по его мнению, срочно переориентировать всю лекарственную политику. Идти не по пути наращивания средств, выделяемых из казны на эти цели, а по пути оптимизации лекарственного обеспечения. Внедрение мини-аптечек - это и есть первый шаг на этом направлении.
Лекцию среди прочих слушали высшие чиновники областного и городского уровня. Деньги нужны такие, что вполне осилит региональный бюджет. Чиновники удивлялись простоте и дешевизне предлагаемого способа. Надо же, каких-то 2 миллиона, а сколько жизней сохраним. Только никто потом и пальцем не пошевелил, чтобы изыскать деньги, найти исполнителя и произвести эти спасительные пластинки. Может, потому что слишком мала цена вопроса? Дешевле в России стоит только жизнь...