КАК ПО НОТАМ

Сегодня в Лондоне должны были стартовать двухдневные торги Сотбис, к которым задолго до предстоящего события было привлечено внимание коллекционеров, музейщиков, прессы со всего мира. Ожидалось, что в Лондоне уйдет с молотка уникальная коллекция русского искусства XVIII - XX веков, которую на протяжении десятилетий собирали Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. Сотрудники аукционного дома Сотбис называли собрание великих музыкантов "лучшей частной коллекцией русского искусства, которая когда-либо продавалась на аукционах". Но до торгов дело, к счастью, не дошло. Впрочем, обо всем по порядку...

Свою уникальную коллекцию Ростропович и Вишневская начали собирать после 1974 года, когда они были высланы из страны, а затем насильственно лишены советского гражданства. Живя на чужбине, музыканты поначалу просто хотели воссоздать у себя в парижском и лондонском домах "кусочек России". Покупали мебель, посуду, картины - с тем, чтобы украсить, "утеплить" быт. Постепенно милое увлечение переросло в серьезное и вполне профессиональное коллекционирование. Главным образом, этим занималась Галина Павловна - натура страстная, увлекающаяся. Она ходила по тамошним магазинам, аукционам (к слову, ни одна ценная в художественном отношении вещь из СССР Ростроповичем и Вишневской не была вывезена), покупала картины русских живописцев, фарфор, стекло, бронзу, эмали... Сама Вишневская написала об этом так: "Ростропович играл чуть ли не каждый день концерты по всему миру - зарабатывал деньги, а я покупала".
В итоге за тридцать лет собирательства Ростропович и Вишневская приобрели по всему миру десятки, сотни шедевров русского искусства. В их огромной коллекции (а это в общей сложности порядка 450 предметов) оказались вещи самого высокого, поистине музейного уровня, которыми могли бы гордиться и Третьяковка, и Русский музей. Это, например, уникальный "Портрет княгини Авроры Демидовой" Карла Брюллова (по предварительной оценке специалистов Сотбис, он мог бы уйти с молотка по цене от 1 млн. 600 тысяч фунтов до 3 миллионов фунтов), монументальное полотно Николая Рериха "Сокровище ангелов" (1,6 - 2,44 млн.), замечательный "Портрет Прасковьи Бестужевой" Владимира Боровиковского (800 - 1,2 млн.), "Портрет князя Феликса Юсупова" Валентина Серова (1,6 - 3 млн.), главное полотно Бориса Григорьева "Лики России" (3 - 4 млн.), этюд головы старца к великой картине Александра Иванова "Явление Христа народу" (1,2 - 2 млн.)... А кроме того, работы Ильи Репина, Алексея Венецианова, Ивана Айвазовского, Исаака Левитана, Зинаиды Серебряковой, а также целый ряд антикварных вещей - фарфор, эмали, изделия из кости, стекла...
По прикидкам сотрудников Сотбиса, все сокровища Ростроповича и Вишневской могли быть проданы на аукционе за сумму от 26 до 40 миллионов фунтов. Хотя специалисты не исключали, что в результате ожесточенных аукционных торгов реальная сумма могла бы оказаться куда выше как правило, коллекции мировых знаменитостей, к которым, безусловно, принадлежат Ростропович и Вишневская, вызывают среди потенциальных покупателей подлинный ажиотаж. Можно было предположить, что они и скупят коллекцию по частям...
Но вчера, за пять минут до подписания номера, стало известно, что благодаря усилиям семьи Ельциных, а также Федерального агентства по культуре и кинематографии, был найден один покупатель на всю коллекцию целиком. То есть один к одному, как по нотам, был повторен сюжет с коллекцией Форбса, которую махом скупил российский предприниматель Виктор Вексельберг, за 100 миллионов долларов став обладателем императорских пасхальных яиц работы Фаберже. Владельцем коллекции Ростроповича и Вишневской тоже стал один из наших крупнейших предпринимателей и меценатов - Алишер Усманов. Есть надежда, осторожно намекнули нам в ФАККе, что новый хозяин коллекции и государство договорятся о том, чтобы лучшие произведения коллекции нашли свое место в экспозиции одного из крупнейших музеев страны. Возможно, это будет Русский музей - крупнейшее хранилище отечественного искусства.