ЗОЛОТЫЕ НАШИ РОССЫПИ

Центральный банк РФ объявил о новом рекорде в накоплении золотовалютных запасов - 90 млрд. долларов. И это еще не предел: глава ЦБ Сергей Игнатьев утверждает, что к концу года в главной "кубышке" России будет лежать 100 миллиардов.

Напомним, что в 1998 году нашим банкирам такие цифры и не снились - золотовалютные резервы огромной страны оказались практически на нуле. Что и привело в том числе к приснопамятному дефолту. Сегодня наш Центробанк уверенно гарантирует стабильность российского рубля, его защищенность от любых финансовых потрясений. Даже валютные спекулянты, которые привыкли зарабатывать на небольших колебаниях курса, в последнее время остались без работы. В этом безусловный плюс российского золотовалютного запаса.
Но возникает вопрос: что же дальше? Ведь известно, что заслуги правительства в достигнутом успехе малы: запасы растут из-за беспрецедентно высоких мировых цен на энергоносители, прежде всего на нефть. Они уже столь долго и стабильно высоки, что исполнительная власть даже начала собирать собственную "кубышку" - стабилизационный фонд, куда складываются сверхдоходы. Правда, этот запас не будет таким же безразмерным, как золотовалютные резервы ЦБ: после накопления в стабфонде определенной суммы деньги будут тратиться на первоочередные нужды государства и населения.
Признаемся, что таких нужд у страны немало: это и забуксовавшая пенсионная реформа, и медленное техническое и технологическое перевооружение российских заводов и фабрик, и вечная российская беда - дороги, и накопленный в "переходный период" внешний долг, на обслуживание которого федеральный бюджет ежегодно тратит миллиарды долларов. Перечень можно продолжить.
Между тем полученные от реализации национальных ресурсов почти сто миллиардов долларов - достояние всего народа - лежат мертвым грузом. Причем лежат не в российских, а в иностранных банках. Зампред ЦБ РФ Олег Вьюгин как-то пожаловался, что первоклассных банков, в которых можно размещать российскую "заначку", в мире становится все меньше, и это "начинает нас беспокоить". Но, может, для этих денег требуется найти и другое применение?
Спору нет, золотовалютные резервы стране нужны, ибо они обеспечивают устойчивость всей финансовой системы. Но вот вопрос: в каком объеме они необходимы, а где начинается "синдром Плюшкина"? Например, в Японии эти резервы вчетверо больше, чем в России, и японцы пока не собираются их тратить.
Но мы-то, увы, не Япония (в экономическом отношении). Государственный бюджет Страны восходящего солнца в нынешнем году составляет гигантскую цифру - 773,74 млрд. долларов - почти в десять раз больше, чем бюджет России. Этих денег там хватает на все, включая немалые государственные инвестиции в приоритетные отрасли экономики.
Кстати, после второй мировой войны Япония поднялась именно на государственных капитальных вложениях в приобретение за рубежом высоких технологий и в итоге стала передовой технологической державой. А в США президент Рузвельт, выстраивая в 30-е годы рыночные отношения, урезал расходы на содержание государственного аппарата и армии, но вкладывал государственные средства в развитие дорожной сети. В Германии, Японии, Корее, Чили государственные инвестиции в дорожное строительство тоже остаются одним из приоритетных направлений в развитии экономики.
Наконец, немало российских и зарубежных экономистов считают, что часть уже накопленных резервов нашего ЦБ можно и нужно пустить на досрочное погашение внешнего долга России. Ну хотя бы для того, чтобы тем самым уберечь наших детей от расплаты по долгам, сделанным отцами и дедами.
Но наш Центробанк упорно продолжает "стерилизовать" доллары и евро, которые продолжают прибывать в страну со скоростью 300 миллионов в сутки. Зачем?