ОТЦЫ И ДЕТИ ДРУГ ЗА ДРУГА В ОТВЕТЕ

По-разному складываются отношения между родителями и детьми. Одни живут душа в душу, а другие встречаются только под присмотром судебного пристава. Как, например, в семье у Прасковьи Ивановны Серегиной (по этическим соображениям данные изменены).

Помогать материально матери-пенсионерке дети категорически отказались. Не исключено, что в случившемся есть доля ее собственной вины. В общем, всякое случается в жизни, но инвалид, причем остро нуждающийся в материальной поддержке, вправе потребовать ее от своих совершеннолетних трудоспособных детей. И с точки зрения закона, в данном случае неважно, любят они родительницу или ненавидят. "Оперившиеся" детки могут освобождаться от обязанностей по содержанию престарелых и нетрудоспособных родителей только при условии, что те в свое время сами уклонялись от выполнения родительских обязанностей (ч. 5 ст. 87 Семейного кодекса РФ).
Не чувствуя за собой подобных грехов, Прасковья Ивановна решилась на кардинальный шаг - обратилась в суд с требованием алиментов. И тут вдруг выяснилось, что превратившиеся в ответчиков родственники неплатежеспособны. Дочь, согласно представленным в суд документам, получает копеечную зарплату, а сын вообще не работает. Ситуация, надо сказать, непростая. С одной стороны, даже название ст. 87 СК РФ - "Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей" - предполагает законодательно установленную обязанность взрослых детей предоставить своим нетрудоспособным нуждающимся родителям хотя бы минимум материальных благ, способных обеспечить их существование. Но в то же время суд должен учитывать требования ч. 3 ст. 87 СК РФ и принимать во внимание материальное и семейное положение всех сторон.
Тяжба затянулась на годы и пока еще не завершена, но несколько месяцев назад Президиум Верховного суда РФ, рассматривая похожую ситуацию, сделал однозначный и, как представляется, правильный вывод. В его решении от 18 декабря 2002 г. сказано, что "обязанность совершеннолетних детей по содержанию нетрудоспособных родителей носит безусловный характер и не может связываться с наличием либо отсутствием у детей постоянного и достаточного дохода".
Российская правовая система не признает прецедента, но все суды, а с ними вместе и другие правоохранительные органы, тем не менее ориентируются в своей деятельности на судебную практику Верховного суда России. Могут взять ее на вооружение и те наши читатели, которые оказались в такой же ситуации. Речь идет не только о забытых детьми отцах и матерях. В стране несчетное множество малолеток, не просто брошенных родителями, но и лишенных материальной поддержки с их стороны. В "Труд" часто пишут люди, отчаявшиеся добиться хоть какой-то помощи от обнаглевших и, по сути, утративших человеческое достоинство так называемых родственников. А на обращения в компетентные государственные органы ответ один - у должника нет средств на содержание детей.
Предъявляя свои законные требования, надо обращать внимание должностных лиц на абзац 2 п. 1 ст. 7 СК РФ, в силу которого осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан. Действительно, учесть материальное положение алиментщика надо. Но в данном случае имеет приоритет право нуждающихся в помощи несовершеннолетних детей (или нетрудоспособных родителей). Это подтвердил и Верховный суд РФ, который в своем решении подчеркнул: взрослые трудоспособные лица в состоянии заработать средства к существованию, а малолетние или нетрудоспособные и престарелые - нет.