ОТ УТОПИИ К НАУКЕ И ОБРАТНО
435 лет назад, таким же погожим сентябрьским днем в семье
ОТ УТОПИИ К НАУКЕ И ОБРАТНО
435 лет назад, таким же погожим сентябрьским днем в семье простого итальянского сапожника родился Томмазо Кампанелла. А 380 лет назад, то есть через 55 лет после его рождения, увидело свет главное детище Кампанеллы - "Город Солнца". Благодаря этому трактату он и вошел в историю. Надо признать, что творческие интересы этого монаха-доминиканца были весьма разносторонними, поскольку он выступал как философ, поэт, сочиняющий весьма качественные канцоны, мадригалы и сонеты, наконец, как политический деятель. Однако ему, по всей видимости, было суждено затеряться в ряду других средневековых философов и поэтов, если бы не его страстное стремление к социальному переустройству мира на началах полной гармонии и справедливости. Их-то он и изложил в своем знаменитом "Городе Солнца".
Один из создателей коммунистической утопии был не только автором умозрительных теорий, но активно практикующим политиком, за что неоднократно обвинялся в ереси, более того, был приговорен к пожизненному заключению за участие в политическом заговоре. Кампанелла провел в тюрьме 27 лет, так что у него было время изложить свои взгляды на справедливое мироустройство. Иногда из темницы будущее выглядит особенно солнечно.
"Город Солнца" был опубликован через 20 лет после написания, а русского перевода ждал чуть ли не триста лет. В России, где коммунистическую утопию пытались превратить в науку, а затем в реальность, о рецептах средневекового итальянского мечтателя узнали буквально за несколько лет до октября 1917 года. Но здесь были и свои мечтатели, и свои прагматики, включая всемирно известного сына другого сапожника...
Не с небес опускались мессии -
Поднимались от грешной земли.
Круто тесто мессии месили,
Но испечь пироги не могли.
ПОРОКИ И ПРОРОКИ
21 сентября 1452 года родился еще один человек, которому суждено было стать неистовым проповедником покаяния, яростным пророком и даже новоявленным мессией. Речь идет о Джироламо Савонароле. Как и Кампанелла, он тоже был монахом-доминиканцем, жаждущим божественных откровений и желающим донести их до широких народных масс. Судьбы этих двух исторических персонажей перекликаются удивительным образом.
Савонарола, этот покоряющий толпы обличением смертных грехов и пороков монах, в глазах одних казался исчадием средневекового ада, в глазах других - символом справедливости.
"Божий огонь горит во мне, и, если я не дам ему выхода, он сожжет меня". Это страстное признание Джироламо Савонаролы оказалось почти пророческим. "Почти" потому, что сжег его не божий, а человеческий огонь. После стремительного взлета на вершину политической и духовной власти этот настырный проповедник был низвергнут, предан суду, повешен и сожжен. Виселицы показалось мало, развели еще и костер.
Пока пророческая деятельность Джироламо Савонаролы ограничивалась чистой эсхатологией, как сказали бы сейчас, катастрофизмом, ему это сходило с рук. Но когда под огонь его критики попали сильные мира сего, он сам угодил под огонь, и отнюдь не в переносном смысле...
Нет в своем Отечестве пророка.
Плохо без пророка, одиноко.
Невозможно, видимо, пророчить
Так, чтоб никого не опорочить.
Вот и нет в Отечестве пророка.
До поры до времени. До срока.
Исторические параллели и перпендикуляры провел