Почему так медленно идут дела по расследованию преступлений в области защиты объектов культурного наследия Санкт-Петербурга?
Оказывается, на каждом этапе следователям приходится преодолевать противодействие прокуратуры. Ну просто игра в «казаки-разбойники»!
Год назад «Труд» уже писал о том, как глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил разобраться с дельцами, которые занимаются сносом исторических памятников в городе на Неве. Несколько уголовных дел было возбуждено по фактам сноса зданий с родословной в центре Петербурга — в частности, манежа лейб-гвардии Финляндского полка на Васильевском острове, флигелей особняка Салтыковой 1845 года постройки на Большой Морской улице и других.
Тогда следователи пришли с обысками в Смольный, в комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. В тот самый КГИОП, без участия которого такие сносы в принципе невозможны. Но в ответ на все претензии чиновники утверждают, что они тут ни при чем, поскольку «выдаваемое заключение не дает права что-либо сносить». Чушь, отговорка? Но эта казуистика, представьте, действовала. А потом перестала. Обвинения в превышении должностных полномочий были предъявлены председателю КГИОП Сергею Макарову. В его кабинете прошли обыски.
Чиновника обвиняли в том, что он выводил из-под правовой защиты исторические здания «с целью обеспечения застройщикам возможности их сноса ради последующей застройки освобождаемых земельных участков». «Тоже мне, Бином Ньютона!» — восклицал в таких случаях булгаковский персонаж...
И вот ровно год спустя из СК России сообщают, что расследование уголовного дела по обвинению главы КГИОП Сергея Макарова в превышении должностных полномочий завершено. «Установлено, что в апреле 2020 года Макаров издал распоряжение, которым исключил из перечня объектов культурного наследия здание манежа лейб-гвардии Финляндского полка XIX века постройки. В результате здание было снесено и городу причинен ущерб в сумме более 144 млн рублей. Уголовное дело в отношении Макарова направлено в Генеральную прокуратуру РФ для передачи в суд».
Обвинения предъявлены уже не только Макарову. «В ходе расследования установлено, что заместитель председателя КГИОП Галина Аганова в 2016 году вывела из-под государственной охраны 154 элемента, входящих в предмет охраны Дома Салтыковой, являющегося памятником истории и культуры. В результате ее действий были снесены дворовые корпуса здания, городу причинен ущерб на сумму более 42 млн рублей. В отношении Агановой возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий. Несмотря на выявленные явные нарушения, постановление о возбуждении уголовного дела неоднократно отменялось Генеральной прокуратурой РФ. В настоящее время следствие обжалует постановление об отмене решения о возбуждении уголовного дела генеральному прокурору РФ».
Так лбами и вроде бы на ровном месте сталкиваются могущественные силовые ведомства, которым и без того есть с кем и против чего бороться. Удивительна, конечно, в этой истории роль Генеральной прокуратуры, «государева ока», которая открыто выступает на стороне обвиняемых и раз за разом отменяет постановления о возбуждении уголовного дела при явных нарушениях закона.
Тем не менее, говорится в сообщении, «Следственный комитет России продолжает принимать меры для защиты объектов культурного наследия Санкт-Петербурга. Сведения, ставшие известными, в том числе от градозащитников, тщательно исследуются в рамках расследования уголовного дела».
Следователи подчеркивают, что «под вниманием следствия находится еще ряд зданий, представляющих историческую и культурную ценность. Все строительные работы на этих объектах прекращены, сообщает СК РФ. Главное заключается в том, что Следственный комитет не ограничивается запретительными мерами, а ведет самостоятельную экспертизу объектов: «В судебно-экспертном центре СК России проводятся комиссионные культурологические судебные экспертизы в целях проверки обоснованности решений о демонтаже и реконструкции объектов».
Надо надеяться, что такая кропотливость даст результаты, тем более ход расследования уголовного дела в отношении высокопоставленных чиновников Смольного в области охраны памятников поставлен на особый контроль. А сотрудники Следственного управления ГУ МВД России по Петербургу, которые на начальном этапе занимались этим делом, были подвергнуты служебной проверке.
Теперь ход за Генпрокуратурой. «Труд» будет следить за событиями.