«Роснефть» запустила информационно-сервисную платформу для автопутешествий по регионам
Россия имеет неисчерпаемый потенциал для развития автомобильного туризма. Являясь одним из мировых лидеров по числу и разнообразию культурных и исторических памятников, наша страна обладает уникальными природными заповедниками, расположенными в семи климатических поясах — от Арктики до субтропиков.
Привлекательные туристические локации зачастую расположены вблизи популярных автомобильных магистралей. Однако для того, чтобы добраться до них, у многих путешественников нередко не хватает времени для организации маршрута таким образом, чтобы он пролегал через объекты придорожной инфраструктуры, которые необходимы для комфортной поездки.
Несмотря на ряд трудностей, стоящих перед автотуристами, в последние годы популярность путешествий на машине по России остается на высоком уровне. По данным аналитического центра НАФИ, летом прошлого года ездили отдыхать на автомобиле 67% россиян. При этом 12% от этого количества туристов впервые отправились в поездку на машине.
Согласно данным этого центра, хотя бы раз отправлялись на автомобиле в другой город с целью туризма 83% россиян.
По результатам этого исследования, россияне ездили отдыхать на машине с самыми разными целями (можно было выбрать несколько вариантов, поэтому сумма процентов не равна 100). Прогулки, осмотр достопримечательностей в других городах — 63%; пляжный отдых — 50%; рыбалка и охота — 47%; изучение архитектуры, истории, культуры — 31%; пребывание на лечебно-оздоровительном курорте — 25%.
Пробег по итогам каждой отдельно взятой поездки у автолюбителей был внушительным: до 500 км — 29%; от 500 до 1000 км — 33%; от 1000 до 2000 км — 21%; от 2000 до 4000 км — 11%; более 5000 км — 6%. Предпочтения по длительности таких поездок чаще всего ограничивались преимущественно короткими каникулами: до 3 дней — 29%, 4-6 дней — 27%, 7-10 дней — 28%, 11-19 дней — 9%, 20-30 дней — 5%, более 30 дней — 2%.
Самыми популярными регионами, куда намеревались отправиться россияне на автомобиле, были Краснодарский край — 10%, Алтайский край — 9%, Крым — 8%. Также часто среди привлекательных мест для путешествия на своей машине жители нашей страны называют Санкт-Петербург, Карелию и Сочи.
По информации газеты «Известия», которая ссылается на данные исследования аналитиков «Авито Авто», большинство автомобилистов летом 2023 года планировали путешествие на автомобиле на расстояние более 100 км, а 15% опрошенных были готовы проехать с одного конца страны до другого. Еще 47% водителей собирались посетить несколько соседних областей, 38% — проехать несколько соседних городов одного региона. 82% участников опроса отправятся в путешествие с семьей или партнером, 11% поедут с друзьями, 6% будут путешествовать в одиночестве. Всего, по данным издания, у не менее 43% жителей России этим летом было в планах путешествие по стране на автомобиле.
Эксперты Российского союза туриндустрии (РСТ) перед началом летнего туристического сезона — 2023 делились своей оценкой с РИА «Новости». По их данным, потенциальное число автотуристов в стране достигает 42 млн человек.
Данные Росстата за 2022 год менее оптимистичны, но также впечатляющие — на автомобиле по России путешествовали более 20 млн человек.
Споры в экспертной среде о методах и подходах к оценке масштабов автотуризма в России из года в год продолжаются. Тем не менее с уверенностью можно сказать, что диапазон числа автотуристов в нашей стране находится в «вилке» от 20 до 100 млн человек. Если попытаться усреднить эти оценки, то получается, что так или иначе почти каждый второй россиянин имеет отношение к автотуризму как потребитель.
Очевидно, что в современном мире автопутешественнику нужны качественные дороги и соответствующая придорожная инфраструктура. Неслучайно совсем недавно в ходе очередного видеосовещания по развитию внутреннего туризма Владимир Путин именно на это обратил особое внимание.
«В том числе прошу ускорить разработку концепции развития автомобильного туризма. Для многих людей это самый удобный, комфортный вид путешествий. Нужно расширять всю соответствующую дорожную инфраструктуру, сервисные услуги», — сказал глава государства.
Президент отметил, что в последние годы туриндустрия в России активно развивается. Как отметил Владимир Путин, повышенный спрос на внутренний туризм дает хороший стимул к развитию самой туриндустрии, смежных отраслей и регионов.
«Подчеркну, что общая задача и государства, и отечественного бизнеса — обеспечить рост качества туристических услуг и инфраструктуры, стремиться здесь к самым высоким стандартам комфорта, доступности, безопасности, исходить из запросов и потребностей людей с самым разным достатком: и молодежи, и других разных возрастов и поколений, и, конечно же, семей с детьми», — заявил глава государства.
Очевидно, что ключевые преимущества туристических поездок на автомобиле заключаются прежде всего в той свободе передвижения и гибкости, которую дает личная или арендованная машина. Автотуристы вольны самостоятельным образом планировать свои маршруты и остановки, выбирая только те интересные места, которые сами хотят посетить, так как не привязаны к стандартному туру. В длительных поездках у автотуристов есть возможность останавливаться для отдыха в понравившихся им городах, практически любых туристических локациях, а также объектах придорожной инфраструктуры, чтобы в нужный момент отдохнуть и набраться сил, восполнить ресурсы. А если прибавить к этому использование так называемых автодомов, то такое путешествие фактически становится свободным плаванием — яхтингом на колесах.
Однако, несмотря на кратно большую самостоятельность в выборе точек на карте для остановки, автотуристы все еще нуждаются в наличии туристических маршрутов, чтобы было из чего делать свой выбор.
Ростуризм, который до 2022 года был ответственен за развитие автотуризма в стране, в прошлом году представил 133 туристических автомаршрута по всей стране. Фактически в России есть много таких маршрутов-«брендов» для автомобильных путешествий. Работа по популяризации этих направлений, а также уникальных туристических локаций активно ведется сегодня практически в каждом уголке страны. Однако на данный момент на практике зачастую такие маршруты не выходят за пределы печатной продукции и интернет-сайтов, где представленные локации и достопримечательности не учитывают целый ряд других объектов, без которых современное автопутешествие недостаточно удобно, а иногда и вовсе обременительно и утомительно.
Сегодня становится все более очевидным тот факт, что активное развитие автомобильного туризма является трудновыполнимой задачей без полноценной кооперации властей, экспертного сообщества и профильного крупного бизнеса.
В этих условиях роль амбассадора развития автотуризма намерена взять на себя компания «Роснефть». На минувшей неделе нефтяная компания, владеющая крупнейшей в стране сетью автозаправочных комплексов, запустила информационно-сервисную платформу для автопутешественников «Горизонты России: Поехали с нами!».
Как заявляет компания, этот проект будет не только способствовать удовлетворению спроса россиян на внутренний автотуризм, но и позволит автолюбителям, предпочитающим путешествовать на машине, выбрать и спланировать маршрут по интересным местам через инфраструктуру придорожных сервисов и АЗС компании.
Агрегатор туристических маршрутов, который «Роснефть» разработала совместно с целым рядом партнеров, среди которых как эксперты по автотуризму, так и туристические офисы региональных властей, построен по модульному принципу. Первый модуль уже доступен на сайте проекта «Горизонты России.РФ» (RussianHorizons.ru), он предлагает автопутешественникам познакомиться с достопримечательностями трассы М10 «Россия» — по пути между двумя столицами — Санкт-Петербургом и Москвой.
В настоящее время «Роснефть» ведет работу по разработке других направлений и интеграции объектов туристических маршрутов регионов-партнеров. В частности, как сообщила компания в ходе презентации, в ближайшее время планируется запуск еще одного модуля — из Москвы на Черное море по трассе М4 «Дон». Также запланированы маршруты вокруг ряда региональных центров, популярных у автотуристов.
У проекта есть целый ряд ключевых отличий от аналогов. Во-первых, это уникальный навигационный функционал, благодаря ему все интересные локации станут остановками маршрута, который автомобилист сможет самостоятельно кастомизировать — выбирать и изменять в любой момент путешествия. При этом турист сможет сделать свой выбор с учетом времени и расстояния до ближайших точек маршрута, подходящего вида топлива, наличия сервисов и услуг: гостиниц, ресторанов, кафе, детских площадок и просто пресловутых туалетов на трассе.
Во-вторых, «Роснефть» здесь, очевидно, нацелена не только на создание наиболее комфортных условий для автотуристов, но и на модернизацию существующих. Каждый маршрут, разработанный «Роснефтью» в рамках проекта, проходит независимый технический аудит Общенациональной ассоциации Автомототуризма и караванинга — признанных экспертов в области создания условий для комфортных и безопасных путешествий на автомобиле и мотоцикле по России. Кстати, именно эта ассоциация сегодня принимает активное участие в рабочей группе Госсовета, которая по поручению главы государства занимается разработкой концепции развития автотуризма в стране.
Еще одним из партнеров платформы «Горизонты России: Поехали с нами!» является сервис планирования путешествий по стране RUSSPASS. По заявлению компании, экосистема «Роснефти» в скором времени позволит участникам программы лояльности «Семейная команда» воспользоваться уникальными предложениями партнеров и получить скидки при бронировании отелей.
Но все-таки любое автопутешествие невозможно без качественного бензина и АЗС. В этом смысле «Роснефть» как нельзя кстати подходит для роли амбассадора развития автотуризма в стране. Являясь одним из лидеров в стране по узнаваемости и качеству топлива, компания владеет крупнейшей розничной сетью (в общей сложности компания управляет около 3000 автозаправочных станций) и имеет масштабное географическое покрытие (более 60 регионов).
На АЗС «Роснефти» работают магазины, кафе, аптечные пункты и аппараты по приему/выдаче одежды в химчистку. Компания развивает и новые направления клиентского сервиса, например фудтраки (передвижные торговые точки). Такой сервис «кафе на колесах» уже доступен на АЗС в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже и в других регионах.