
С утра было все как обычно: переночевали в палатке на берегу, согрели чай, позавтракали. Потом вместе с бабушкой и тетей — а они у 26-летнего авиационного техника Сергея Крамарева опытные путешественницы — вышли на прогулку в открытую Ладогу. Метеопрогноз показывал небольшое волнение, которое позволяет катерам выходить в такую погоду. «Для меня 1-2 балла совершенно нестрашны, если не брать много людей на борт и держать курс навстречу волне, чтобы не захлестывало. Максимум будут брызги лететь».
Ладожские шхеры он знает хорошо, с детства там много ходил в походы с отцом и дедом, исследовал новые места — бухты, проливы. Вот и теперь вышли в открытую Ладогу, прошли четверть часа, как вдруг Сергей заметил россыпь оранжевых спасательных жилетов примерно в километре от берега. Сначала подумал, что это тренируются байдарочники, и сильно удивился — мол, вот какой отчаянный народ! Но на всякий случай решил подойти поближе и разобраться, что же там происходит. Тогда и «жилеты» его тоже заметили: закричали и замахали руками. Оказалось, в ледяной воде терпят бедствие люди. Им просто повезло, что Сергей Крамарев оказался в это время в этом месте.
«На первый взгляд, людей в воде было около десятка, но они держались не вместе, а плавали вразнобой, в основном по двое. Кто-то втроем держался за весло. К кому первому подошел, тому и стал помогать», — рассказывает Сергей. Позже ЧП попало в сводки МЧС Карелии. Вот оно, это сообщение: «5 августа в 14.50 на Ладожском озере, недалеко от поселка Тиурула Лахденпохского района, перевернулась лодка типа «Пелла» с девятью туристами на борту. Оказавшихся в воде людей заметил проплывавший мимо на лодке петербуржец. Он всех подобрал и отвез в палаточный городок, который расположился на берегу». И главное: «В происшествии никто не пострадал».
Когда катер останавливается на волнах, судно тут же разворачивает бортом к волне, начинается беспорядочная качка, что, конечно, усложняет спасательную операцию. Тут Сергею помогла хорошая физическая форма. Но когда на его четырехместном суденышке оказалось уже восемь человек, он понял, что и сам здорово рискует. «Эти люди сказали, что всего их девять и что среди них в воде двое детей. Я сказал, что обязательно за ними вернусь и принял решение идти к берегу. Но подходить тоже было непросто: остров каменистый, если бы я разбил катер о камни, то уже никому бы не помог...»
Вот чего он больше всего боялся! В первый рейс Крамарев смог взять четверых человек, во второй — пятерых. Среди пострадавших было четверо детей в возрасте от семи до десяти лет. Сергей доставил их на ближайший остров, где, к счастью, оказался палаточный лагерь, попросил помощи. «На берегу лагерь — еще одно везение! Будет чай и костер, а я мчусь за второй группой, осознавая, что их спасение — это уже вопрос открытый. По пути звоню 112, рассказываю о произошедшем, мне говорят, что катер МЧС выехал, но ждать его времени нет: люди в 12-градусной воде уже больше часа. Ищу еще четверых. И нахожу! Живые, но уже очень замерзшие. Последних (мужчину с ребенком) достал рядом с торчащим из воды носом затонувшей лодки. Доставляю на тот же остров. К счастью, все на месте, все живы. И катера спасателей прибыли. В команде была врач. Осмотрела самых замерзших детей. Как я понял, никто не пострадал А ведь вода в открытой Ладоге холоднющая. Снова повезло».
Фото из личного архива
Он так ничего и не знает о тех, кого спас. Пока они согревались, пили горячий чай, укутывали детей, Сергей лишь услышал, что они взяли на турбазе две обычные гребные лодки и почему-то оказались в одной. Запомнил мужчину, который был очень рад, когда во второй ходке Крамарев привез его дочку. Он и сам взволнован, считает это происшествие жутковатым опытом: «Людей из воды вытаскивать — не грибы собирать. Понимать, что от тебя зависит, что будет с этими людьми, останутся ли они живы, — все это не скоро забудется!»
Да, Ладога ежегодно забирает тех, кто недооценивает ее строгий характер. Между прочим, когда Сергей пошел за оставшимися в воде туристами, то увидел катер, который не остановился возле тонувших, потому что не заметил их. В том-то и дело, что заметить их было непросто, а услышать невозможно — звук работающего на катере мотора заглушает крики. Словом, повторю, этим людям очень повезло, что именно Сергей с его тщательным подходом ко всему в жизни оказался на Ладоге в тот момент.
Как в августе 1991 года повезло ленинградцам, что именно его дед, Аркадий Григорьевич Крамарев, был избран начальником ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Тогда он, прошедший 30-летний путь от оперуполномоченного до начальника главка, отказался выполнять приказ командующего военным округом, который требовал от милиции разгонять вышедших на демонстрации ленинградцев. Но Крамарев высказался против разгонов, и его вдруг поддержали руководители других служб города.
«В период событий августовского путча в 1991-м и разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета в 1993-м Крамарев А.Г. не допустил в городе серьезных столкновений. Будучи руководителем ГУВД в это непростое время, он смог мобилизовать и сконцентрировать свои силы, профессионализм и опыт для обеспечения безопасности своего города и его жителей. Обратился ко всем сотрудникам ГУВД с призывом поддержать заново избранную власть, лично руководил всеми силами и средствами главка, бессменно находился на своем посту до конца попытки государственного переворота. Постоянный контроль ситуации в городе, своевременно предпринятые меры позволили стабилизировать обстановку до конца событий. Это потребовало от начальника регионального главка колоссальных усилий, благодаря чему за ним закрепилась репутация сильного духом руководителя, человека с собственным мнением, который верой и правдой, честно отстаивает интересы закона и правопорядка», — вспоминают о нем коллеги.
К сожалению, генерал-майор, депутат трех созывов Законодательного собрания Санкт-Петербурга А.Г. Крамарев ушел из жизни четыре года назад. Нет сомнений, что он был бы горд поступком внука. Хорошего парня воспитал Аркадий Григорьевич!