Два взгляда на акции протеста, сотрясавшие центр Москвы: власть считает, что несанкционированные «гулянья» представляют угрозу общественной безопасности, а многие граждане увидели в действиях полиции и Росгвардии неадекватную жестокость. На весь мир тиражируются кадры с избиениями женщин безымянными бойцами правопорядка... Так кто представляет большую угрозу — протестующие или безымянные люди в масках, имеющие право бить женщину в живот и отбирать инсулин у задержанного диабетика?
Анатолий Вассерман, политический консультант
— Полицейский, ударивший демонстрантку кулаком в живот, действовал в строгом соответствии с правилами технической безопасности. Силовик ограничился минимальным воздействием. Как гласит старый американский плакат: «Помни! Фонарные столбы бьют по автомобилю только в порядке самообороны». Так что опасаться надо протестующих.
Олег Шеин, депутат Госдумы
— Опасен тот, кто, имея право на насилие, нарушил закон и остался безнаказанным. Даже в царской России любой жандарм имел нагрудный знак — случись что, обыватель знал, кто вершит произвол, и мог пожаловаться. Сейчас же полиции совсем развязали руки, и они чувствуют полную безнаказанность. Думаю, мы увидим дальнейшее ужесточение системы. Хотя бороться надо не со следствиями, а с причинами болезней: социальным расслоением, ощущением бесперспективности у большинства граждан.
Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
— Оппозиция опирается на рост недовольства. Но не она же повысила пенсионный возраст и приняла другие антисоциальные меры. Ставку на тупое подавление протестов без попыток найти компромисс демонстрирует именно власть, а не ее оппоненты и уж никак не Госдеп. Но давить недовольство можно лишь до поры.
Дмитрий Аграновский, адвокат
— Те протестующие, кто перекрывает дороги, разумеется, вносят дискомфорт в жизнь. А силовики наделены монополией на насилие. Поэтому требования к полиции должны быть намного строже, чем к гражданским лицам. Нельзя мириться с несоразмерными силовыми действиями. Зачем было тому полицейскому бить женщину? Инцидент обязательно нужно расследовать. Хотя ведь те, кто устроил провокацию с Голуновым, так и остались неизвестными.
Ольга Крыштановская, социолог, гендиректор исследовательского центра
— Да, бояться нужно силовиков: за ними государство. Надеюсь, мы будем жить мирно, но для этого власти надо идти на диалог с оппозицией. В противном случае недовольство доживет до парламентских выборов 2021 года и смешается с новым протестом. Ведь любые выборы поднимают волну митингов. Тем более в администрации президента обдумывают перекомпоновку думских партий: не факт, что итог этой работы придется по душе народу. После 2021-го в политические трещины полезет не только молодняк, который выходит на проспект Сахарова. Обостряется война элит, кто-то из «верхов» соединится с улицей. Вся наша история показывает: после каждого длинного царя следует смута. Надеюсь, президенту хватит стратегического мышления искать компромиссы с недовольными и не уступать всю полноту власти силовикам.