Главная Культура 00:20 18 Августа 2017 7707
Три жизни Андрея Кончаловского

Знаменитый режиссер встречает 80-летие работой над новым, 35-м по счету фильмом

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Это уже не тайна: Кончаловский готовится снимать фильм о гении итальянского Возрождения Микеланджело Буонарроти, который, напомню, прожил на белом свете 89 лет. Мелькнул вдруг странный соблазн сравнить эти две фигуры: автора и героя. Думаю, Кончаловский свою «Пьету» еще не создал, свою «Сикстинскую капеллу» не расписал, но и какие его годы! Так что при известном желании в жилистой, поджарой фигуре юбиляра, у которого по-прежнему наличествуют ясный ум, неукротимая творческая энергия, редкая работоспособность, можно различить черты той самой ренессансной мощи.

На сегодняшний день он автор или соавтор порядка 40 сценариев, в том числе к таким шедеврам, как «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Раба любви». Сам снял 34 фильма, многие из которых стали событием мирового кино. Кончаловский ставил драматические и оперные спектакли на крупнейших сценах мира, включая Москву, Нью-Йорк, Париж, Варшаву, Санкт-Петербург, Милан. А еще он режиссирует уличные представления, продюсирует фильмы и ТВ-программы, пишет статьи и книги, занимается бизнесом...

Вдобавок он ярый женолюб. А мужское либидо, как утверждают знатоки, находится в прямой корреляции с творческим гением. У него были бурные романы со многими звездами мирового и первыми красавицами нашего кино, о чем он в свое время написал в книге, но в переизданиях целомудренно подсократил эти страницы. Проявим скромность и мы, тем более что Андрей Сергеевич уже почти 20 лет женат на красавице актрисе Юлии Высоцкой. Похоже, это не только самый продолжительный, но и самый счастливый из пяти его браков.

На редкость удачным оказался и его «брак» с десятой музой. Кончаловский прожил в кино не одну, а целых три жизни. Он стал знаменит еще в советское время, поставив такие выдающиеся фильмы, как «Первый учитель» и «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Дворянское гнездо» и «Дядя Ваня», «Романс о влюбленных» и «Сибириада». Кончаловский, как и его соратник и отчасти соперник Тарковский, не был диссидентом. Он снимал вполне укладывающиеся в советскую идеологию фильмы: экранизировал классику, воспевал романтику революции и армейской службы, пафос освоения Сибири. Но страсть режиссера к поискам потаенной человеческой сути, которая шла рука об руку с поисками нового киноязыка, делала его в глазах власти ненадежным, выталкивала из сонма правоверных служителей режима.

В итоге «История Аси Клячиной...», в которой была предпринята новаторская попытка соединить игровой сюжет с документальной средой обитания героев, на целых 25 лет залегла на полку. И режиссер, который, по его словам, буквально задыхался в маразме застойных лет, в тисках крепчающей цензуры, решился на отчаянный шаг. Воспользовавшись успехом «Сибириады» в Каннах (Гран-при жюри), он, сын автора советского гимна Сергея Михалкова, в 1980 году уехал на Запад.

Кончаловский не мечтал покорить Америку — он хотел снимать в Европе, но судьба таки забросила его в США. Три года он обивал пороги голливудских студий, приторговывал привезенной из России черной икрой, на что и жил, пока случай не помог ему получить постановку. Это были «Возлюбленные Марии» с обворожительной, входящей в зенит творческой и сексуальной зрелости Настасьей Кински в главной роли. Режиссер перенес на американскую почву рассказ Андрея Платонова «Река Потудань», соединив в фильме дух русского первоисточника и антивоенный пафос незримо присутствующей в сюжете хемингуэевской «Фиесты», библейские мотивы и славянскую тоску. Замес получился слишком крутым, и фильм не вышел в американский прокат. Но в Европе лента прошла успешно и даже номинировалась на французский «Сезар», что спасло репутацию режиссера.

Он поставил в Америке еще пять фильмов: «Гомер и Эдди», «Танго и Кэш», «Дуэт для солистки», «Застенчивые люди», «Поезд-беглец». Эти ленты получали призы на фестивалях, «Поезд-беглец» даже удостоился трех оскаровских номинаций, но на голливудский олимп, где властвовали небожители — Скорсезе и Спилберг, Иствуд и Коппола, Милош Форман и Вуди Аллен, — Кончаловский так и не пробился. Видимо, это, а также падение коммунистического режима в СССР, отмена цензуры и другие революционные потрясения вернули его в Россию.

Нельзя сказать, что его приезд на родину оказался триумфальным. Режиссер, на 10 лет выпавший из бурной российской реальности, как мне кажется, не сразу смог уловить суть происходящих в стране изменений, найти нужную авторскую интонацию. Поставленные им в эти годы фильмы — грубовато-обличительная «Курочка Ряба», тенденциозный в политическом плане «Дом дураков», тусклый в художественном отношении «Глянец», безумно дорогой (90 млн долларов), аляповатый и напрочь провалившийся в прокате «Щелкунчик» — не принесли ему ни славы, ни кассовых успехов.

Каюсь, в какой-то момент я решил для себя, что век Кончаловского в кино закончился. Что негласное творческое соревнование с младшим братом Никитой Михалковым — человеком православного склада, русским патриотом и при этом лауреатом премии «Оскар» — Кончаловский, сам себя называвший космополитом, прагматиком, приверженцем западных ценностей, начисто проиграл. Помню, как в 1994 году братья участвовали в конкурсе Каннского фестиваля. «Утомленные солнцем» Михалкова вызвали фурор не только в Каннах, но и во всем мире, едкую «Курочку Рябу» тогда не поняли и не приняли нигде, в том числе и на родине.

Но, по иронии судьбы, первые «Утомленные солнцем» стали едва ли не последним удачным фильмом Михалкова. А Кончаловский, пережив череду провалов и редких взлетов (весьма успешным получился мини-сериал «Одиссея» по Гомеру, завоевавший престижную премию «Эмми»), к 75 годам буквально «возродился из пепла». И в последние годы снял подряд две замечательные картины: отсылающие к традициям русской литературы, пронизанные любовью к маленькому человеку «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» и аскетичную черно-белую драму «Рай» о трагедии Холокоста. Эти ленты принесли ему призы за режиссуру в Венеции, а «Рай» оказался еще и в полушаге от «Оскара». Но не сбылось. Пока не сбылось...

Раздосадованный мэтр тут же сравнил «Оскар» с «Макдоналдсом» и призвал российских мастеров экрана бойкотировать чуждую нам премию. В последние годы Андрей Сергеевич вообще радикально пересмотрел свои взгляды, на глазах изумленных наблюдателей превратившись из либерала-западника, который безудержно бичевал многовековую российскую отсталость, в большого русского патриота, сторонника Путина и лучшего друга министра культуры Мединского.

Режиссер даже разрешает называть себя «ватником», что, правда, не мешает ему проживать в итальянской Тоскане, где, кстати, неподалеку содержит виноградники и «бесогон» Никита Михалков. Идеологические разногласия между братьями, если они раньше и были, сейчас, похоже, сошли на нет. И то, что один возглавляет «либеральную» киноакадемию «Ника», а второй — «державную» киноакадемию «Золотой орел», лично мне кажется плохо придуманным анекдотом.

Впрочем, принимать на веру все противоречивые, а подчас и взаимоисключающие заявления Кончаловского — занятие пустое. Он сам признается, что часто забывает, о чем говорил прежде: мол, мысль улетучилась, пришла другая, родилась третья. Думаю, по-настоящему честным перед собой и зрителями он бывает не в скороспелых заявлениях на злобу дня, а в своих выношенных, выстраданных произведениях. К таковым, как мне кажется, относится и замысел фильма о Микеланджело, который, как известно, был придворным художником, но при этом сумел создать шедевры ваяния, зодчества, живописи, ставшие культурным достоянием человечества.

Через какой-нибудь год мы увидим новую работу «придворного режиссера» Кончаловского и, надеюсь, из ткани картины вычитаем, что на самом деле он думает о грехе и святости, о свободе творчества и цензуре, о взаимоотношениях творца и власти. И не факт, что художественный итог фильма совпадет с публичными речами автора, заразительно увлекающегося новыми идеями и поветриями.

У него полно самых разных замыслов, он обладает отменным здоровьем. Ежедневно проезжает на велосипеде порядка 40 километров, питается только кашами, овощами и фруктами, так что к 100-летнему юбилею мастера обязуюсь внимательно проследить его творческую, мировоззренческую эволюцию. Если, конечно, сам доживу хотя бы до его нынешнего возраста.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9463
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7163
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?