В Выборге завершился ХХIII фестиваль российского кино
По традиции смотра церемония закрытия прошла в старинном выборгском замке ХШ века. Там были оглашены итоги, для многих неожиданные. В этом году жюри художественного кино под руководством режиссера Светланы Проскуриной решило не выделять главным призом один фильм, а присудило эту награду с формулировкой «за безупречное мастерство, достоинство и честность» актрисе Ирине Купченко, которая сыграла главную роль в картине «Училка» режиссера Алексея Петрухина.
Это жесткая история об учительнице истории, которая дает урок «живой этики» подросткам с помощью… пистолета. Сама актриса призналась мне, то главное для нее было – артикулировать больные проблемы общества. Хорошо, что это заметили и зрители, и жюри…
Напомню, что конкурсов в Выборге было несколько. Здесь соревновались не только игровые художественные ленты, но и документальные, анимационные, а также картины, созданные в копродукции, и короткометражки, которые выложены в интернете в свободный доступ. Очень разные фильмы по жанру, форме, художественному уровню. Например, рядом Владимир Бортко с его динамичной жанровой «Душой шпиона» – «Брат Дэян» Бакура Бакурадзе с тонким исследованием психологии военного преступника, годами скрывающегося от правосудия. Первый фильм, который Бортко делал два года, уже вызвал волну скандала – некоторые патриоты поспешили заявить, что наши шпионы не могут быть двойными агентами. Но фильм вполне достоверен, так как снят по мотивам романа бывшего разведчика Михаила Любимова. Главного героя – Александра Федорова под ником Алекс Уилки – играет харизматичный Андрей Чернышов. Вполне в духе Джеймса Бонда он и дерется, и стреляет, и покоряет женские сердца.
Ну, а Бакур Бакурадзе прибыл на конкурс копродукций… прямиком из Локарно, где состоялась мировая премьера его ленты. Это история о реальном сербском генерале, Дэяне Станиче, военном преступнике, скрывающемся от Гаагского трибунала. Его сыграл известный в Сербии комедийный артист Марко Николич – причем скупо, почти без слов. Жюри высоко оценило эту авторскую работу – назвало лучшей в конкурсе копродукции.
…С постера фестиваля на нас в упор смотрел Василий Шукшин. И не случайно – основной темой на этот раз стало 70-летие Победы. Этой дате были посвящено несколько фильмов. Мира Тодоровская показала снятую ею картину по сценарию своего мужа, Петра Тодоровского, «В далеком сорок пятом... Встречи на Эльбе». Вдова классика вложила в нее не только душу, но и собственные средства – для чего даже продала квартиру. Сюжет – история любви советского воина и немки – вполне автобиографичен. По словам Тодоровской, этот случай произошел после войны с ее мужем, когда он был комендантом небольшого немецкого городка. Преступная страсть, правда, была пресечена вовремя бдительными органами, и майора Тодоровского досрочно выслали на родину. Очень символично название специального приза, присужденного этой паре – «За верность». Именно так, – «Верность» – назывался один из первых фильмов Тодоровского.
О «большом стиле» напомнило появление в Выборге Сергея Урсуляка, давшего мастер-класс и показавшего две готовые серии своей новой телеверсии «Тихого Дона» – причем в цвете. А Евгений Евтушенко отметил здесь 25-летие выхода на экраны своей картины «Похороны Сталина». На встречу с читателями в местную библиотеку пришло полгорода. Поэт показал документальное кино про себя, рассказал, что его сегодня волнует, читал стихи… Несколько раз его можно было заметить на конкурсных показах – что выглядело подвигом, т.к. поэт с большим трудом ходит.
Надо сказать, что на этот раз в конкурсе оказалось много дебютов – больше половины. Так, Илья Северов представил комедию «Развод по собственному желанию». В главных ролях – Сергей Юшкевич и Наталья Суркова. Этим классным артистам, играющим супругов на грани развода и нервного срыва, пришлось нелегко: материал больше подходил для мыльной оперы.
Другая дебютантка, Дарья Полторацкая, оказалась смелее. Ей доверил свой сценарий о нелегальных мигрантах в Москве Юсуп Разыков. Героиню, сотрудницу миграционной службы Машу Ласточкину играет Мария Машкова. Парадокс в том, что она тоже из «понаехавших» и ее благополучие в столице после гибели мужа висит на волоске. Служебную квартиру, да и работу запросто могут отобрать. Героиня теряет свою спесь, когда получает в напарники антипода – Хасана (Джовахир Закиров). Тот сотрудничает с органами в качестве «крота». Причем из идейных соображений, за что и получает в итоге нож в спину. Острая история с социальным контекстом была высоко оценена в Выборге – Юсуп Разыков получил награду за лучший сценарий.
Еще одно напоминание о судьбе гастарбайтеров в столице – «Норвег» Алены Званцевой. Евгений Миронов тут играет интеллектуала, экс-физика Кириллова, который собирается жениться на норвежке (Северия Янушаускайте). Но родина так просто его не отпустит. Ему придется заняться странным бизнесом – опекать нелегальных уборщиц-мигранток. А встреча с коррупционером-полицейским и при этом патриотом (Дмитрий Марьянов), на досуге сочиняющим стихи, окончательно завершит превращение инфантила в гражданина. Их общение, полное адреналина, как ни странно, приводит героя к мысли, что здесь, на родине, он нужнее. И что никакая Норвегия ему не нужна.
Александр Прошкин, которому в этом году исполнилось 75, сделал себе двойной подарок. Сразу в двух конкурсных программах мы увидели его новые работы. «Райские кущи» по мотивам вампиловской
«Утиной охоты» – в «Выборгском счете». Зилов Евгения Цыганова прагматичен и рационален – но уже в новых интерьерах. Социальная комедия «Охрана» в конкурсе «Осенние премьеры» по сценарию Юрия Арабова напоминает миф о непорочном зачатии – но в нашей реальности. В главной роли сотрудницы охраны заброшенного завода – 25-летняя Мария Коровина из Сыктывкара. Героиня мечтает не о муже, а о ребенке – но взяться ему здесь неоткуда. И беременность ее оказывается ложной – как и все вокруг. Получилась притча – и грустная, и смешная.
Сам режиссер считает, что нашу страну может спасти только женский бунт:
– Ведь женщинам самой природой назначено созидание, рождение новых людей и любовь, – говорит Прошкин. – Нельзя жить в постоянном возбуждении, агрессии, поисках врагов. Мне хотелось сделать фильм о любви, не отлакированный и не глянцевый, но по-настоящему добрый по отношению к героям и зрителям.
Схожее отношение к москвичам продемонстрировал и ирландец О’Райлли, снявший «Москва никогда не спит» (конкурс копродукции). Несколько разных историй переплетаются в единую с позитивным финалом. Москва олигархов, гопников, знаменитых артистов и простых обывателей предстает во всей своей многоликой красе.
Но при всем разнообразии, конкурс полного метра все-таки оставил у жюри тягостное впечатление, которым поделилась его председатель режиссер Светлана Проскурина на пресс-конференции. Упрекая авторов в непрофессионализме, она назвала монтажи и сценарии большинства работ – чудовищными, актерскую игру – ужасной. Режиссер призвала коллег больше не лгать:
– Мы обожрались фальшивостью. Мы даже не понимаем, что мы едим лапшу «Доширак». Нам уже нравится ее вкус, кажется, что это высокая кухня. Давайте что-то сделаем с собой, каждый из нас, хотя бы врать перестанем.
Эта речь произвела эффект разорвавшейся бомбы. Многие конкурсанты приняли упреки на свой счет. А будут ли сделаны выводы – покажет время.
Конкурс игрового кино «Осенние премьеры»:
Главный приз – Ирине Купченко – за безупречное мастерство, за достоинство и честность (фильм «Училка», режиссер Алексей А. Петрухин)
Специальный приз жюри – за лучший сценарий – Юсупу Разыкову (фильм «Побег из Москвабада», режиссер Дарья Полторацкая)
Специальный приз жюри – за лучший дебют – фильму «Вакантна жизнь шеф-повара», режиссер Рустам Ильясов.
Специальный приз жюри – актрисе Розе Хайруллиной – за виртуозное владение жанром (фильм «Норвег», режиссер Алена Званцова).
Конкурсная программа «Копродукция»:
Главный приз - фильму «Брат Дэян», режиссер Бакур Бакурадзе.
Специальный приз жюри – фильму «Москва никогда не спит», режиссер Джонни О’Райлли.
Конкурс неигрового кино: главный приз – фильму «Последний рыцарь империи», режиссер Сергей Дебижев.
Конкурс анимационного кино: главный приз – фильму «Волк Вася», режиссер Екатерина Соколова.
Конкурс «Выборгский счет»:
I место – фильм «Училка», режиссер Алексей Петрухин.
II место – фильм «Норвег», режиссер Алена Званцова.
III место – фильм «Развод по собственному желанию», режиссер Илья Северов.
Приз президента фестиваля – в знак признательности Мастеру – режиссеру Александру Прошкину.
Приз имени Станислава и Андрея Ростоцких –Петру и Мире Тодоровским, «За верность».
Приз имени Саввы Кулиша – актрисе Марии Коровиной (фильм «Охрана», режиссер Александр Прошкин)