Жертвы «ночных увольнений»

Сотрудники «Цифрограда» остались без зарплат и выходных пособий

Один из крупнейших сотовых ретейлеров страны начал процедуру банкротства. На данный момент работники 450 салонов были уволены без выходных пособий. Повезло только сотрудникам региональных салонов, не принадлежавших компании, а работавших под её торговой маркой.

О непростом положении компании широкой общественности стало известно весной этого года, но, по словам сотрудников, проблемы у конторы начались ещё в середине 2008-го. «То, что наша компания испытывает сложности, я начала понимать ещё в июне прошлого года, — рассказывает Наталья, бывший менеджер по сертификации  «Цифрограда». — Тогда нам резко сократили бюджет на расходы, то есть на закупку товара, а зарплату за июль задержали на месяц».

Сотрудники компании надеялись, что трудности временные, и готовы были их терпеть. Несмотря на задержки, они получали заработанные деньги в полном размере. В то время компания входила в тройку лидеров российского рынка мобильного ретейла. Всего по стране насчитывалось 1450 центров мобильной электроники, а работали в «Цифрограде» более 3 тысяч сотрудников. В том, что трудности временные, они не сомневались.

С приходом кризиса ситуация изменилась. В декабре компания начала сокращения. «Первыми под удар попали сотрудники оптового отдела, все 20 человек были уволены, — рассказывает Наталья. — Платить компенсацию им не хотели, но они пригрозили начальству, что пойдут в суд». В итоге эти работники — одни из немногих, кто получил компенсацию за увольнение. Кроме того, сократили больше половины персонала главного офиса. В основном это были работники юридического, экономического и IT-отделов.

Николай работал старшим продавцом в одном из салонов «Цифрограда» в Санкт-Петербурге. Невеселые мысли о тяжелой ситуации в компании стали его посещать в декабре прошлого года. «У нас сильно сократились поставки товара, без всяких согласований нам резко изменили бонусную систему оплаты труда и стали задерживать зарплату, — вспоминает он. — Тогда-то я и подумал, что в «Цифре» наступили тяжелые времена». Улучшения ситуации Николай ждал два месяца, и когда оно не наступило, решил уйти по собственному желанию. Претензий по поводу выплат у него нет. По его словам, он получил все, что заработал до увольнения, а также отпускные.

«Ночные увольнения»

Николай считает, что успел уйти вовремя, ведь его коллегам повезло меньше, чем ему. «Недели через три после моего увольнения началось что-то невообразимое: всех ребят, с которыми я работал, просто кинули, — рассказывает он. — По ночам на точки приезжали ревизоры и вывозили товар и оборудование». Утром продавцы приходили на работу и не понимали, то ли их ограбили, то ли уволили.

Наталья подтверждает слова Николая. «Розницу сокращали просто ужасно. Во-первых, им поменяли бонусную систему, и к Новому году вместе с окладом ребята получили по 10 тысяч рублей, — рассказывает она. — Во-вторых, чтобы никому не платить компенсаций, персонал „увольняли“ по ночам: после закрытия к салонам подъезжали машины, рабочие грузили в них товар и оборудование, а наутро сотрудники приходили на пустую точку — ищи концы, где хочешь». В «Цифрограде» ситуацию с сокращениями комментировать отказались.

Исход работников

В апреле стало известно, что закрыто около 450 салонов сети «Цифроград», и сотрудники начали массово покидать компанию. Например, Наталья написала заявление по собственному желанию 17 апреля. «Почти четыре месяца ко мне ходил наш директор по персоналу и уговаривал меня уволиться», — рассказывает она. По его словам, девушке нужно было искать новую работу, поскольку её труд в компании никто оплачивать не собирался. В итоге Наталья все же написала заявление. Компания до сих пор должна ей зарплату за два месяца — 37 тысяч рублей.

В том же месяце из «Цифрограда» ушел и Виталий, специалист сервисного департамента. «Когда стало ясно, что  «Мегафон» не купит нашу компанию, я написал заявление по собственному желанию. А зачем было оставаться?» — задает он риторический вопрос. По словам Виталия, компания выплатила ему все до копейки, и сейчас он нашел работу по профилю в другой фирме.

Некоторым повезло

Не для всех сотрудников «Цифрограда» банкротство компании обернулось неприятностями. Не повезло тем людям, которые работали у самого ретейлера в девяти регионах России — в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Казани, Красноярске, Новосибирске, Саратове, Перми и на Урале, где как раз и расположены закрытые 450 салонов.

Центры, которые не принадлежали компании, а работали по франчайзингу, устояли во время кризиса или по крайней мере были проданы людям, которые могут обеспечить им стабильность. «Я был сотрудником компании  «Цифроград» в городе Ижевске, — рассказывает Павел, менеджер по продажам. — Но мы не относились к федеральной сети салонов». В феврале этого года сотрудникам объявили, что федеральная компания готовится к процедуре банкротства и что их фирма тоже будет закрываться.

В марте компания прекратила существование, но большинство салонов было продано ЗАО «Мобильный век», в том числе и салон, где работал Павел. Весь коллектив центра, где он трудился, перешел работать в новую компанию. По словам Павла, им были выплачены все полагающиеся деньги, а сокращенным — ещё и компенсации, потому что их увольняли по соглашению сторон. Ещё лучше ситуация, например, в Ставропольском крае. «Наши салоны в крае работают по франчайзингу, причем неплохо», — рассказывает Сергей Селиванов, менеджер по территориальному развитию салонов в крае. По его словам, компания продолжает открывать салоны.

Цифры


Источник: работники сети