"ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО РАБОТАТЬ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ"

Первый замруководителя департамента образования Москвы Василий Лисов курирует вопросы профессионального образования. При его участии правительство Москвы подготовило список дефицитных для экономики города специальностей, который будет утвержден 19 августа. Скорее всего, их будет более восьмидесяти.

- Василий Иванович, кем же определяются эти специальности? Работодателями? - Именно. На основе заявок, которые формируют предприятия. Сейчас мы, к примеру, имеем заявки от Федерации рестораторов России - в них указано не только количество специалистов (сотрудников ресторанов и отелей), но и квалификационные требования.
- Какова цель составления списка специальностей?
- Речь будет идти о перераспределении специальностей в системе профессионального образования.
- То есть у каких-то специальностей бюджетные места отберут?
- Да, где-то уменьшим, где-то добавим!
- И на каких специальностях вы собираетесь уменьшать количество мест?
- На тех, которые не вошли в этот перечень. Например, экономические и юридические. Разве это дело, когда на одну вакансию юриста у нас претендуют до двадцати дипломированных специалистов? В этом году в перечне профессий и специальностей, который утвердило Министерство образования, "правоведение" даже исключили из списков. То есть скоро юристов в колледжах почти не останется. А также будет сокращено количество бюджетных мест для менеджеров.
- Какие специалисты, напротив, самые востребованные?
- В первую очередь это строители. В том числе те, кто занимается отделочными работами: штукатуры, паркетчики, столяры, плотники. Требуются водители автобусов, грузовых и строительных машин, электромонтеры, токари-универсалы, электромонтажники по освещению, сварщики. Существует потребность в работниках также и в сфере услуг. В Москве не хватает поваров, кондитеров, специалистов по выпечке хлеба, печатников в типографии. Острый дефицит мастеров по ремонту обуви и даже операторов стиральных машин.
Образование должно работать на опережение, чтобы в будущем избежать острого дефицита кадров. Так, через три-четыре года распространятся системы "умный дом". При помощи простого пульта владелец "умной" квартиры сможет включить или выключить воду, свет, поднять или опустить жалюзи. Кроме того, в таких жилых помещениях будет установлен контроль протечки воды и утечки газа. Значит, нам понадобятся программисты, специализирующиеся на проводных интеллектуальных управляющих системах.
- Сколько вообще специалистов со средним специальным образованием дополнительно требуется в столице?
- Потребность Москвы в квалифицированных рабочих кадрах - 160 тысяч человек в год. Только в комплексе городского хозяйства (транспортные службы, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика) требуется 4-6 тысяч человек ежегодно.
- Большинство выпускников уже поступили в высшие учебные заведения. Не останутся ли колледжи пустыми?
- В этом году в Москве абитуриентов вообще очень мало. По сравнению с 2003 годом количество выпускников школ сократилось почти в два раза и составило 70 тысяч человек. Но колледжи пустыми не останутся. Ведь и столичные средние специальные учебные заведения могут принять чуть более 30 тысяч человек! Причем большая часть поступает в колледжи и техникумы после 9-го класса. Кроме того, мы обучаем 8 тысяч взрослых. Тех, кто пришел учиться сам или был отправлен от предприятия. В этом году число таких учащихся будет удвоено.
- Есть ли конкурс при поступлении на бюджетные места?
- Далеко не на все специальности и профессии. На некоторые даже есть недобор. Например, в учебные заведения строительного, машиностроительного профилей. Конкурс есть в колледжи и техникумы, выпускающие специалистов для сферы услуг - парикмахеров, визажистов, барменов, менеджеров гостиничного сервиса. В Царицынском колледже гостиничного бизнеса конкурс вообще достигает 4 человек на место.
- Будущие студенты московских ссузов - какие они?
- На первый поток поступали выпускники 9-х и 11-х классов, которые целенаправленно шли в колледж. А вот на второй поток в средние специальные учебные заведения поступают те недавние ученики 11-го класса, кто провалился на экзаменах в вуз. В этих условиях контингент ребят, которые приходят в колледжи, достаточно сложный. Помимо тех, кто не поступил в высшее учебное заведение, сюда приходят дети-сироты, инвалиды, дети из неблагополучных семей.
- Почему они выбирают столичные колледжи?
- Одна из причин тому - социальные гарантии. В средних специальных учебных заведениях Москвы учащиеся получают бесплатное питание, а если необходимо, то и спецодежду.
Некоторые студенты получают и именные стипендии (1,5 тысячи рублей). Деньги на них выделяет правительство Москвы, профсоюзы и конфедерация промышленников и предпринимателей. Во время прохождения производственной практики на предприятии стипендии учащимся выплачивают многие работодатели. Москва - единственный регион, где студентам во время практики оплачиваются обеды. Кроме того, всем нуждающимся в жилье студентам предоставляется общежитие.
- Что вы делаете, для того чтобы лучше подготовить студентов к работе?
- Мы возвращаемся к практике закрепления за каждым учебным заведением базового предприятия, где студенты проходят производственную практику. Например, со всеми строительными колледжами или техникумами у нас сотрудничают строительные организации. Причем не только государственные, но и частные.
Мы ставим задачу: выпускники колледжей должны получать профессиональный разряд не ниже четвертого. Для этого значительные средства потрачены на техническое перевооружение ссузов. В этом году было закуплено оборудование на общую сумму почти 3 миллиарда рублей, создано 32 ресурсных центра для обучения новейшим техническим достижениям в области машиностроения, электроники, программирования. Переподготовку и обучение проходят и преподаватели. Сейчас далеко не все из них знают современное оборудование (а в основном это компьютерное оборудование в управлении станочным парком). На работу в качестве наставников приглашаются и молодые сотрудники производственных предприятий. За три года мы должны принять на должности преподавателей в колледжи около 800 человек.
РЕЗЮМЕ "ТРУДА"
Василий Лисов, первый заместитель руководителя департамента образования Москвы
Родился: 21 апреля 1952 года в селе Верхний Бык Воронежской области
Образование: Воронежский лесотехнический институт (технология деревообработки), Российский государственный социальный университет (юрист), доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАО.
Прежние места работа:руководил финансово-промышленной группой "Металлоиндустрия", насчитывавшей более 100 тысяч работающих.