КАРТОШКА ОТ "КРОВОПИЙЦ"

Группа депутатов Брянской областной Думы обратилась к руководству страны с просьбой защитить фермеров от чиновников, которые спутали политику с экономикой. Впервые отношения представителей двух ветвей власти обострились до такой степени, что в ход пошла тяжелая артиллерия.

Для того чтобы понять, почему это произошло, пришлось отправиться в Стародубский район. Народ здесь издавна непокорный - казацкого происхождения. Может быть, потому и попытка возродить гибнущее село началась именно отсюда. А о том, что оно гибнет, свидетельствуют зарастающие не только бурьяном, но даже березками поля, которые сопровождают вас по всей области на пути в славный Стародуб. И только перед поселком Меленск увидите волны густой пшеницы и бушующую, несмотря на август, зелень картофеля. Откуда такое благолепие? Оказывается, горстка местных мужиков сделала то, что было не под силу ни советской власти, ни ее преемникам. Один из тех, кто рискнул заняться неблагодарным крестьянским трудом, Александр Богомаз. Сейчас он является главой Меленска, а фермерским хозяйством руководит уже его жена. Но начинал он. Произошло это лет пять назад, когда бывший колхоз, в котором состояли все меленцы, развалился.
- Я работал здесь заместителем директора по строительству, - вспоминает Богомаз. - Когда все разваливалось, это было на руку только нашему областному и районному "маяку" - хозяйству "Красный Октябрь", которым руководит Георгий Лобус. В это предприятие еще коммунистические власти вбухивали огромные средства, чтобы хоть здесь были показательно-высокие урожаи. Оно и сегодня еще довольно крепко стоит на ногах. Но ведь земли у него с гулькин нос. А в районе из 130 тысяч гектаров обрабатываются только 22. Тем не менее, когда из Меленска в Десятуху, то есть в "Красный Октябрь", по три автобуса наших мужиков ездили на работу, районные и областные власти были довольны: "маяк" по-прежнему светит. Но люди хотели жить, а жизни все не было. И вот тогда мы сами начали поднимать целину. Брянская область прежде считалась главным картофельным полем России, но в последние годы эту отрасль загубили на корню. Мы решили снова заняться картофелем. Поначалу брали семена в том же "Красном Октябре", но скоро поняли, что втюхивают нам плохой материал. Начали искать другие варианты, добрались до Голландии. Нынче, без преувеличения, академиками стали в картофелеводстве...
Александр Богомаз и впрямь подался вместе со взрослыми сыновьями в университет: они - студенты, он - аспирант. Но главную диссертацию защитил в поле. В советские времена за урожай 260 центнеров картофеля с гектара можно было получить звезду Героя. Так вот, хозяйство Богомазов получает с гектара по 500 - 700 центнеров! Другие мужики рядом держатся. Поначалу стародубские фермеры обрабатывали небольшие лоскутки бывших колхозных полей, а нынче - 6 тысяч гектаров. Они дают уже половину областного картофеля - в этом году будет не менее 60 тысяч тонн. Но важно не только это. Если в повсеместно дотлевающих брянских колхозах работникам платят по 500 рублей, а то и вовсе дают на руки лишь долговые расписки, то у фермеров меньше 8 тысяч не получают. А чаще - по 12-15 тысяч. Причем во время уборки зерновых механизаторы за день зарабатывают по 3 тысячи. На комбайны сели даже сыновья Богомаза, которых он не хочет баловать дармовыми деньгами. Казалось бы, радуйтесь, чиновники, что нашлись трудолюбивые хозяева земли, но...
- Все делается назло, на вред, - Александр Васильевич сохраняет улыбку человека, который даже в нынешнем осадном положении насмехается над "супостатами". - Фермеры готовы расширять площади. Есть паи бывших колхозников, которые не знают, куда их пристроить, есть фонд перераспределения земли. Но деревенских жителей настраивают против фермеров, запугивают. В газетке "маяка" их назвали кровопийцами. А за каждый гектар из фонда перераспределения власти потребовали платить 2500 рублей. Почему? Да потому что из этого фонда только меленцы взяли землю. Но ведь за сданный в аренду пай селяне получают от них по полтонны зерна. В области никто больше не дает. У меленских фермеров - только в поселке их 14, а по району больше полусотни - работают уже 300 человек - почти столько, сколько раньше в разваленном хозяйстве. Нигде в России не найдете такого района, где бы фермеры обрабатывали по пятьсот или тысяче гектаров. А у моей жены сейчас и вовсе две тысячи. Правда, чтобы меня не заподозрили в использовании власти, взяла она эти площади в соседнем Погарском районе - купила развалившийся колхоз. Пустующие земли чиновников мало волнуют, все внимание - "кровопийцам". Сейчас началась уборочная, машины моей жены не могут больше месяца пройти техосмотр. Последний случай вообще сразил. Гаишники уже на трассе остановили машину, которая везла картофель в Москву. Потребовали договоры и прочие бумаги. Изъяли документы, повезли в Стародуб, скопировали. На каком основании? Бандитам эту информацию собираются сдать? Они не знают, как нас задавить.
Торгующая средствами защиты растений немецкая фирма, для которой стародубцы стали серьезными партнерами, предложила провести в Меленске семинар. Ждали гостей не только из Брянской области. Но чиновники почти сорвали даже невинную встречу. Руководителей многих хозяйств предупредили: в Меленске проводится "несанкционированное мероприятие", всем оставаться на местах.
Помыкать бедным народом легко. Поднявшиеся с колен фермеры - уже немалая сила. У них появились деньги и влиятельные союзники. Власть оробела, власть ревнует. Примечательно, что нынешний брянский вице-губернатор Александр Касацкий испытал на себе все прелести травли, когда работал еще главным агрономом. Он оказался неугодным прежнему губернатору. Казалось бы, Касацкий первым должен был кинуться на защиту мужиков, попавших в такое же положение. Пока не кинулся. Может, потому что главным агрономом он служил в том самом "Красном Октябре"?