ТАЙНА ФАВОРСКОГО СВЕТА

...И однажды вдруг понимаешь, ясно чувствуешь, что христианский праздник это вовсе не годовщина того или иного события, как это бывает в светской жизни. Это само событие. Такова удивительная, непостижимая, но реально ощутимая логика христианства. Извне ее не понять. А для человека, который внутри веры, это не абстрактная теория, а факт личной жизни.

Каждый год рождается Иисус Христос. Каждый год мы становимся свидетелями Его крестных страданий и Воскресения.
И в этом же ряду - чудо на Фаворской горе. Оно доступно нам не только в евангельских описаниях. Его можно пережить лично. Так же, как пережили в свое время апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Они были потрясены, когда увидели, как преобразился их Учитель во время молитвы.
"Вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею". При этом откуда-то появились древние пророки Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом. А ученики были в таком духовном восторге и страхе одновременно, что не могли адекватно реагировать на происходящее.
- Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи (то есть три шалаша), одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, - предложил тогда Петр Иисусу. "Не зная, что говорил",- добавляет евангелист Лука, описывая этот эпизод. "Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе", - поясняет другой евангелист Марк.
Главное, что потрясло апостолов на Фаворе, это вовсе не загадочное явление пророков, а тот свет, который преобразил Иисуса. Через несколько лет похожее потрясение испытал гонитель христиан Савл перед тем, как стать апостолом Павлом.
"Внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: "Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?"
...Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел".
Как описывал такое состояние через много веков великий богослов Григорий Палама, "видящему уже не распознать ни чем он видит, ни на что смотрит, ни что это такое, кроме только того, что он стал светом и видит свет, отличный от всякой твари".
А еще через сотни лет уже по-своему - бесхитростно, но точно - описывал тот же эффект ученик нашего знаменитого святого Серафима Саровского Мотовилов:
"Тогда о. Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:
- Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?
Я отвечал:
- Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..
О. Серафим сказал:
- Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть.
...Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а один только свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажень кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца. Возможно ли представить себе то положение, в котором я находился тогда?"
Феномен Фаворского света - ключевой для христианства. Встреча с ним преображала множество людей. И продолжает преображать.
"Свет этот есть Бог", - сделал вывод святитель Григорий Палама.
Ему принадлежит самое полное и убедительное учение о Божественном Фаворском свете. Согласно этому учению, свет, просиявший на Фаворе, является той Божественной энергией, в которой присутствует сам Бог всей полнотой Своих совершенств.
И это умозаключение совсем не так далеко от нас, как может показаться. Недавно мы беседовали о Фаворской тайне с одним из ведущих современных богословов епископом Иларионом (Алфеевым).
- Опыт созерцания Божественного света, - сказал он, - был доступен многим святым Православной церкви и даже многим простым верующим на всем протяжении истории Церкви. В этом отношении праздник Преображения Господня особенно близок многим людям, которые в той или иной степени на своем собственном духовном опыте соприкоснулись с этим Божественным сиянием и в нем познали присутствие Божие.
- Но где же путь к этому свету? - спросил я владыку Илариона. - Что помогает человеку увидеть его?
- Заметьте, в Евангелии говорится, что Господь Иисус Христос преобразился во время молитвы. Это показывает, что молитва действует на человека преображающе. Молитва изменяет человека. Многие обращаются к Богу тогда, когда нужно, чтобы что-то устроилось в земной жизни. Или чтобы какая-то беда миновала. То есть молитва воспринимается как средство для получения чего-то от Бога. Тогда как молитва прежде всего имеет ценность сама по себе. Как беседа с Богом. И встреча с Богом. Человек, который не молится, никогда не может достичь того духовного просветления, той духовной свободы, которой могут достичь люди, постоянно молящиеся и обращающиеся к Богу.
Значит, свет этот совсем близок от нас. Он остается непостижимой тайной, но при этом доступной каждому. И предстоящий праздник может стать для каждого из нас самым настоящим преображением.