Не будем касаться идеологической составляющей нового проекта, направленной на патриотическое воспитание юношей и девушек (в частности, на профилактику среди них "оранжевой" заразы). У аналитиков телевизионного рынка это словосочетание вызывает на лице такую гримасу, будто им предложили пожевать вчерашнюю газету. Мы поговорим о двух других составляющих - технической и социологической, - анализ которых, к сожалению, дает основание сделать вывод о том, что перспективы "молодежки" выглядят весьма сомнительными.
Каждый раз, когда речь заходит о новом канале, первым делом возникает вопрос о частоте вещания. Слава богу, инициаторы подобных проектов уже не замахиваются на метровые частоты и все реже говорят о дециметровых. Кажется, до них наконец дошло, что эфир - это не воздушное пространство, которое может вместить в себя бесконечное количество телесигналов любой частоты. Эфир - это передатчики, ретрансляционные станции, антенны, телевизионные башни, спутники, системы навигации, ПВО и т.д. А еще - радио и мобильная связь. При ныне существующем уровне развития телекоммуникационных связей выделение новой, даже дециметровой частоты - задача крайне сложная.
Тем не менее разговор о "дециметре" в связи с "молодежкой" поднимался, но, как и следовало ожидать, зашел в тупик. Идти же по пути, проторенному "Спасом", то есть вещать в спутниковом режиме, - недальновидно. Для этого надо, чтобы у потенциальной аудитории - у молодых москвичей - были "тарелки", а это сразу заложило бы в проект недемократичность: установками спутникового ТВ владеют, как правило, состоятельные горожане, и процент их от общего числа телезрителей не велик. В результате было принято решение запустить "Молодежную Москву" по кабельной телесети, объединив в единое целое районное кабельное ТВ. Но и этот вариант упирается в ряд технических препятствий. И в первую очередь в то, что ныне существующее в Москве кабельное ТВ ассоциируется прежде всего с отвратительной картинкой и звуком низкого качества, что у молодежи, априори, не пройдет. А на коренную модернизацию сети уйдут годы и многие миллионы.
И второй момент. Молодежь не смотрит ТВ. Все социологические опросы показывают, что как бы телеканалы ни бились за активную аудиторию, сколько бы денег ни вкладывали в проекты, которые могли бы ее привлечь, среднестатистический российский телезритель стареет. Телевизору молодежь предпочитает более активные виды отдыха: развлекательные центры, клубы, спорт. Фильмы она смотрит в кинотеатрах с долби-системами. Вопрос: какую привлекательную альтернативу сможет предложить "кабель" с патриотической направленностью? Интерактив, например, - утверждают идеологи нового проекта. Что ж, может быть. Но для этого надо будет нашим московским "кабелем" перекрыть кислород Интернету, где интерактива -море разливанное, целый мир.