ЖЕРТВЫ ЕВГЕНИКИ

По мнению ученых, занимавшихся евгеникой - теорией о наследственном здоровье человека и путях его улучшения, - большинство социальных пороков объяснялось генетическими изъянами, передающимися из поколения в поколение. Если помешать людям с подобными изъянами - и особенно умственно неполноценным - заводить детей, можно решить эти проблемы раз и навсегда. Тогда и наступит будущее: без нищеты, без наркомании и алкоголизма, без преступности.

По крайней мере в 30 американских штатах приняли эту теорию и начали собственные программы. На протяжении ХХ века по приказу властей было стерилизовано, по грубым подсчетам, 70 тысяч американцев. Последняя из этих программ была отменена только в середине 70-х годов, пишет журнал "Ньюсуик".
Через 33 года после того как штат Вирджиния первым принес официальные извинения за свою программу. Однако только четыре штата последовали примеру Вирджинии. И лишь в одном штате, Северной Каролине, задумались о предоставлении консультаций и медицинских услуг жертвам, а также о выплате некоторой компенсации за пережитую боль.
Евгеническая программа Северной Каролины была одной из самых агрессивных. За 40 лет здесь стерилизовали или кастрировали более семи тысяч человек, причем некоторым из них было не более 10 - 11 лет. Причинами для операций служили умственные заболевания и сексуальная распущенность, а также просто общение с дурной компанией. Некоторые из прооперированных получили серьезные осложнения, а несколько человек скончались вскоре после операции.
Детали этой программы, вероятно, до сих пор хранились бы за семью замками в архивах штата, если бы их не обнародовала Джоанна Шоен, автор книги "Выбор и принуждение: контроль над рождаемостью, стерилизация и аборты в системе общественного здравоохранения и социальной заботы о населении", которая вышла этой весной в издательстве "The University of North Corolina Press".
В середине 90-х годов Джоанна Шоен стала изучать архивы штата для своей дипломной работы. Она знала о существовании комиссии по евгенике, потому что видела ее сухие отчеты, писавшиеся два раза в год, в медицинской библиотеке университета Северной Каролины. Однако архивисты не позволили ей тогда ознакомиться с этими данными, хотя у Джоанны было на то специальное разрешение.
Пару лет спустя, работая над своей книгой, она вновь оказалась в архивах штата, и архивист (возможно, по рассеянности) передал ей три рулончика микрофильмов. "Я не знала, что это, но на всякий случай не стала задавать лишних вопросов. Взяла микрофильмы и пошла в читальный зал. И там поняла, что у меня в руках - золотая жила, с точки зрения исследователя: то, что я получила, оказалось записями всех встреч Комиссии по евгенике", - рассказывает автор книги.
"На протяжении месяцев мне открывалась одна личная трагедия за другой. Это истории о том, как государство игнорировало этих людей, детей и невероятную нищету, потом они попадали в зону внимания, и им делали операцию. И еще я поняла, знакомясь с этими материалами, что существовали законы, позволявшие хранить истории этих людей в тайне. Я чувствовала, что эту информацию необходимо обнародовать".
В 30 - 40-х годах большинство людей, чьи кандидатуры предлагались для стерилизации, были белыми. В 50 - 60-х особое внимание стали уделять молодым матерям-одиночкам и афроамериканцам. Если в первые десятилетия упор был на страдающих серьезными умственными заболеваниями, при которых медицина бессильна, то в 50-х для многих из них наука находит способы лечения и заинтересованность психиатров в стерилизации таких людей отпадает. Зато резко увеличивается число стерилизаций по рекомендациям социальных работников.
В 70-х был возбужден ряд исков, в которых люди утверждали, что их насильственно стерилизовали. Однако ни один иск успехом не увенчался. В 90-х и в начале 2000-х накатила новая волна исков, и об этом заговорили. В городе Альберта в Канаде жертвам выплатили репарации. В США такого не сделал никто. Лишь в Северной Каролине была создана комиссия по изучению вопроса, которая рекомендовала штату оплатить медуслуги и образование пострадавшим. Однако эти рекомендации не были реализованы.
Джоанна Шоен полагает, что финансовые компенсации жертвам евгеники выплачены не будут, потому что никто не хочет этим заниматься.