Долгое время считалось, что обратная связь в телеэфире технически невозможна. Да, собственно, так оно и было. В советские времена ее отчасти заменяли многочисленные письма, в которых зрители просили показать ту или иную передачу или высказывались по принципу "понравилось - не понравилось". Потом, в пору перестройки, появилась - помните? - "Будка гласности". Ее устанавливали в каком-нибудь людном месте, и любой прохожий мог зайти в нее и перед глазком камеры в течение 30 секунд высказаться по любому поводу. Иногда эти реплики были очень дельными, порой - просто "отвязными"... .
Технический прогресс не стоит на месте. И ныне существует несколько различных способов донести слово зрителя до живого эфира, но почему-то наше телевидение "к гласу народа" заметно охладело. Именно поэтому мне и хотелось бы остановиться на опыте ТВЦ, единственном канале, который вот уже несколько лет подряд старается сохранить обратную связь со зрителем.
Используемая им технология очень проста. Каждый будний день во время выпуска новостей в 17.45 ТВЦ задает своим зрителям вопрос, предлагая три варианта ответа на него. Каждому варианту соответствует номер телефона, по которому можно позвонить. В финале вечернего выпуска, в 20.45, подводятся итоги голосования. Они часто оказываются весьма выразительными. К сожалению, не всегда. Ведь для того, чтобы результаты были интересными, в вопрос должна быть заложена многовариантность ответов, а среди ответов не должно быть таких, которые исключали бы остальные.
Но на первых порах задаваемые вопросы были слишком частными, банальными, а ответы мало чем отличались друг от друга. Так и подмывало согласиться с каждым... Со временем эта тенденция прошла, хотя рецидивы случаются.
Теперь телевизионщики раскрепостились и перестали бояться "больших" тем. И тут маятник качнулся в обратную сторону. Глобальные вопросы, не конкретизированные на определенной проблеме, подталкивают к "крайним" результатам. Например, в начале лета зрителей спросили: "Как государство выполняет свои обязательства перед гражданами?" И предложили три варианта ответа: "по мере возможности", "не выполняет никак", "в крайних случаях". Неудивительно, что тенденциозно сформулированная тема провоцирует радикальный отклик: девять из десяти позвонивших предпочли второй ответ. А на минувшей неделе, в среду, зрителям предложили закончить фразу: "Заботы государства о человеке в России в последнее время стало... " одним из продолжений: "больше", "меньше", "без изменений". Надо ли сообщать, какой из вариантов собрал львиную долю голосов?
Подобные вопросы, конечно, привлекают ту часть зрителей, которые жаждут излить накопившееся, "выпустить пар", как любят говорить политологи. Но если бы опрос был только таким - грош цена была бы ему. Социальной напряженности он все равно бы не снял, а наши проблемы и так всем известны.
Но, как я уже сказал, чаще вопросы и ответы формулируются все же так, что позволяют глубже проникнуть в суть непростых событий и понять отношение к ним зрителей. В минувший четверг, например, когда обсуждались причины высокой инфляции, зрители не поддались на возможность в очередной раз накинуться на проклятых олигархов и обвинить "произвол монополий", справедливо обратив главное внимание на пассивность, "бездействие правительства".
Конечно, ежедневные опросы, которые проводятся на ТВЦ, тесно связаны с главными политическими темами дня, они буквально вплетены в выпуски новостей. И готовятся они, как нетрудно догадаться, оперативно, параллельно с версткой информационных материалов. Поэтому иногда внимательный взгляд способен обнаружить в вопросах, и в особенности в предлагаемых ответах, "швы", продиктованные спешкой, цейтнотом.
Но любые упреки - а их можно сделать в адрес этой рубрики ТВЦ немало - не способны умалить ее значение. Каждый будний вечер мы вглядываемся в зеркало наших предпочтений, обнаруживая в них что-то существенное и важное для себя.