- Леонид, с учетом твоего прежнего опыта и нынешнего статуса скажи, действительно ли у молодых конкурсантов есть шанс пробиться на эстраду или подобные фестивали - это просто шоу, возможность заработать денег?
- Любой конкурс - это в первую очередь шоу, и устраивается оно ради телевизионного показа. Когда я выступал в конкурсе в 1982 году, он также делался исключительно ради ТВ. Никто из устроителей, разумеется, специально не собирался раскручивать "босоногого мальчика" и делать его "звездой". Но у конкурсанта все же есть шанс запомниться, заинтересовать кого-то из продюсеров. Все зависит от самих молодых исполнителей, от того, сумеют ли они преодолеть страх и вести себя уверенно, как поведут и как покажут себя на сцене.
- Как тебе уровень нынешней поющей молодежи?
- Вообще-то на конкурсах и раньше было много талантливых ребят, но сейчас смотрю и поражаюсь - очень высокий музыкальный уровень подготовки у всех. Невероятное владение голосом. Ведь они исполняют сложные советские композиции. Мир изменился, и молодежь начинает овладевать информацией и профессиональными навыками уже с детства.
- Почему ты выбрал весьма необычный стиль исполнения, тогда еще не понятый и не коммерческий?
- Я не мог "голосить", как некоторые нынешние конкурсанты. Бог не дал мне такого сильного вокала. И я решил, что надо брать необычностью. А пробиваться, конечно, было трудно, как и всем. Пришлось изрядно поработать головой. Хотя, если откровенно, очень сложно быть неглупым человеком и в то же время быть популярным.
- Слава меняет человека?
- Всех без исключения. Слава не меняет только примитивного, пустого человека.
- Как изменился ты?
- Мне многое пришлось переломить в себе. Например, я с детства не переносил массового скопления людей, но теперь присутствую в нем каждый день. Очень не люблю тусовку и предпочел бы сторониться ее, однако обязан бывать на некоторых мероприятиях. Есть вещи, которые тебе чужды, но которые приходится делать, чтобы бороться и выживать в мире шоу-бизнеса, ведь он диктует свои законы. И это, если угодно, гора, которая придавила меня. Несколько раз я даже впадал в глубочайшую депрессию по поводу собственного успеха. Я ведь прежде всего хотел донести мои песни людям, но не знал, что все так получится, что попаду в водоворот шоу-бизнеса.
- В свое время в совместном интервью с Анжеликой Варум вы говорили, что вас поженила пресса. Это правда или всего лишь придуманная история?
- Это просто красивая фраза, но доля истины в ней есть. Пресса начала укладывать нас с Анжеликой в постель намного раньше, чем мы там оказались в реальности. На самом деле наши сердца потянулись друг к другу задолго до того, как журналисты узнали об этом, а вот секс был позже, нежели пресса оповестила об этом. Но сошлись мы, естественно, не по воле СМИ. Так должно было случиться, чтобы мы встретились. И так случилось.
- Ваша семейная жизнь постоянно в центре внимания журналистов. Как вы относитесь к этому?
- Если ты публичный человек, то обязан с этим согласиться. Но существует мера допустимого. Твое глубоко личное касается только тебя. Желтая пресса несколько раз "удивляла" своих читателей выдуманными историями, которые расстраивали моих близких. Меня это возмущает, но как бороться с этим, я не знаю.
- Несколько раз пресса сводила вас с Анжеликой и разводила. И в принципе в этом не было ничего необычного: многие творческие пары расходятся, быть постоянно вместе - тяжело, пропадает романтика в отношениях, которая необходима для творчества.
- Если бы мы были просто творческой парой и полюбили друг друга, возбудившись славой, то наверняка давно уже разошлись бы. У нас любовь неожиданная, непредсказуемая, честная и единственная. Как нахлынуло, так до сих пор и не отпускает. А столкновение характеров постоянно происходит. Слава Богу, на возникающие вопросы находятся ответы. Все, как у всех.
- Кто занимается воспитанием вашей дочери Лизы - твоя мама, педагог по образованию, или няня?
- Основной герой, смотрящий за ребенком, - это Люба, жена папы Анжелики. Лиза называет ее "баба". Моя мама проводит с внучкой каждые выходные. Но так как в отличие от Любы это настоящая бабушка, то ребенок ее плохо слушается. Мама - заслуженный учитель России, всю жизнь преподавала в начальной школе и до сих пор к ней обращается большое количество людей, чтобы она подготовила детей к школе. Она очень хороший специалист. Но заставить свою внучку слушаться ей тяжело. Лиза - типичный представитель способного, но неусидчивого человека.
- А тебе удается принять участие в воспитании?
- Я не выдерживаю ничего из того, что традиционно интересно маленькому человеку - куклы, детские игры. К сожалению, мне очень скоро становится скучно и я засыпаю. Поэтому Лиза знает, что со мной можно поиграть только в спортивные игры, поставить театральные сюжеты (я ведь по образованию режиссер-постановщик массовых театральных зрелищ) и с этим можно ко мне обращаться.
- А у Анжелики времени хватает?
- Да, конечно, она проводит с ребенком значительно больше времени, нежели я. Но Анжелика ведь мама, так и должно быть. Я могу многое дать ребенку тогда, когда реально требуется моя помощь, когда я нужен. К примеру, когда Анжелика просыпалась каждые три часа кормить Лизу, ей было тяжело. И дочка засыпала только у меня на руках. Сейчас Лиза часто одевается перед зеркалом, кокетничая. Естественно, она еще не понимает, почему она делает это. Как не понимает мотивов многих своих эмоций и поступков. Когда подрастет и начнутся вопросы, я буду рядом.
- Леонид, расскажи о сотрудничестве со знаменитым гитаристом Ал Ди Меолой.
- Его нельзя назвать музыкантом, играющим джаз. Он необычный человек в джазовом мире. Его музыка по форме, по гармонии концептуально ближе к классической, нежели к джазовой. Что касается нашего совместного творчества, то это достаточно странный микс. Потому что в одном проекте объединились два необычных человека. Только что мы отработали в городе Монтре на джазовом фестивале, до этого были в Штутгарте, на фестивале в Риме. Честно скажу, у меня не было задачи ездить и выступать с ним. Для меня важно было выпустить совместную пластинку и сделать ее успешной. Но это закон шоу-бизнеса - чтобы раскрутить диск, надо выступать живьем. Что мы сейчас и делаем.
- Считаешь ли ты, что все твои мечты реализованы?
- Я так и не научился хорошо играть на гитаре. Много лет обещаю себе, что займусь. Но рутина не дает. Мне бы на месячишко сесть в тишине и взять свои старые ноты, оставшиеся с училища, поковыряться в них, повторить. Нет времени даже сосредоточиться. Видно, чему научился, с тем и остался.