Динамика рынка железнодорожных грузоперевозок в России в последнее время стала дополнительным свидетельством общего экономического подъема. По словам министра путей сообщения Николая Аксененко, объемы товарных потоков, движущихся по российским железным дорогам, неуклонно возрастают - только в первом полугодии 2000 года грузооборот увеличился на 16,5 процента. Масштабы деятельности предприятий и организаций - как грузоотправителей, так и грузополучателей - вынуждают их предъявлять к грузоперевозчикам дополнительные требования.
Разговоры о грядущей реформе системы железнодорожного транспорта России, концепция которой в эти дни согласовывается между МПС и правительственными структурами, как правило, затрагивают тему развития новейших информационных технологий, внедряемых в отрасль. Речь идет в первую очередь о возможностях и перспективах оперативного обмена данными - с одной стороны, между клиентом и компанией-экспедитором, с другой - по линии "железная дорога - экспедитор - министерство". Каждое государство в мире, обладающее развитой железнодорожной сетью, разрабатывает для подобных целей свою расчетно-информационную систему. Нет никаких сомнений в том, что эффективность ее работы имеет стратегическое значение - помимо прочего, от нее зависят и объемы транзитных грузов, доверяемых иностранными грузоотправителями железным дорогам данной страны, то есть доходы государственной казны.
В России сегодня под эгидой МПС ведутся работы по созданию новой автоматизированной системы расчетов за грузовые перевозки на российских железных дорогах (АС РГП). Естественно, что в этом проекте деятельное участие принимают представители фирм-экспедиторов, прямо заинтересованных в совершенствовании всей отрасли и готовых поделиться с МПС своими наработками. Их опыт может оказаться весьма полезен для создателей системы. К примеру, компания "Иристон сервис", занимающая на рынке грузоперевозок одно из ведущих мест, для того чтобы ускорить внедрение АС РГП, уже направила в МПС целый пакет собственных готовых технологических предложений.
В этой связи следует отметить, что "Иристон сервис" - единственный экспедитор в стране, обладающий собственным полным пакетом информационно-расчетной системы "Перевозки" с четко выстроенной технологической моделью предприятия. Это действительно уникальная программа и технология. Ее главное назначение - интеллектуальная обработка больших массивов данных отгрузочной информации, оперативный учет финансовой деятельности компании. Не секрет, что цифры, поступающие с контрольных пунктов (железнодорожных станций) в головной офис компании-экспедитора, зачастую содержат погрешности, приводящие к весомым финансовым потерям. Связано это с тем, что информационные базы на станциях в большинстве случаев составляются по старинке - вручную, с бумажных накладных. Интеллектуальные программы, заложенные в основу работы ИРС "Перевозки", позволяют свести эти погрешности к минимуму. Каждый вагон, проходящий контрольный пункт (станцию), отслеживается системой по нескольким параметрам: отправление, прибытие, груз и т.д. Общий объем данных, ежемесячно обрабатываемых ИРС "Перевозки" таким способом, составляет около 280-300 тысяч единиц.
Еще одно функциональное новшество, выделяющее "Иристон сервис" среди прочих грузоперевозчиков, - организация собственной сети агентов, снабженных новейшим программным обеспечением, на всех пограничных пунктах, связывающих российскую железнодорожную сеть с сопредельными государствами. Таким образом, у "Иристон сервис" появилась возможность ускорять и контролировать прохождение практически 99,9 процента всех доверенных ей грузов, а также исключить несанкционированные перевозки.
Очевидно, что создание полноценной программы внедрения современных технологий на железнодорожном транспорте - задача, которую МПС необходимо решать, опираясь в том числе и на опыт предприятий и компаний-партнеров. У многих из них подобные достижения давно аккумулированы в громадных объемах и полностью оправдали себя в работе. Теперь они готовы поделиться ими с государством.