"ПРЕСТИЖ МОРСКОЙ ДЕРЖАВЫ ИДЕТ КО ДНУ"

Зарубежные аналитики, заплатив дань состраданию, несколько отстраняются от гуманитарного аспекта трагических событий в Баренцевом море и помещают их в систему внутриполитических координат. В этом случае они просчитывают возможные последствия "курской подводной аномалии" для России в целом, для судеб Российского флота, прогнозируют корректировку и даже смену приоритетов в рамках военной реформы, на которые может пойти кремлевское руководство.

Попавшая в аварию ядерная подлодка, которая сейчас лежит на морском дне неподалеку от Северного полярного круга, была гордостью Вооруженных сил России и символом ее надежд на сохранение ядерного паритета с США, комментирует ситуацию американская "Крисчен сайенс монитор". По ее мнению, независимо от исхода это чрезвычайное происшествие наносит серьезный удар по престижу России и может, мол, даже вынудить ее отказаться от притязаний на роль мировой державы.
Выходящая в Мадриде газета "Мундо" поместила статью под названием "Курск" - метафора военной и экономической деградации России". По ее мнению, каковы бы ни были причины и развязка трагедии на "Курске", можно утверждать, что ВМФ России не располагает достаточными ресурсами для того, чтобы содержать атомные подводные лодки. Прежде всего потому, что российскому флоту не хватает денег на достойное содержание самих военнослужащих.
Этот инцидент еще больше усилит впечатление, что в испытывающих хроническую нехватку средств российских вооруженных силах царят безалаберность и неразбериха, выводит из происходящего свое обидное резюме "Уолл-стрит джорнэл".
Катастрофа российского подводного крейсера дает определенные козыри в руки обеим враждующим группировкам в высшем российском военном руководстве, утверждает имеющая налаженные связи с американскими спецслужбами "Вашингтон таймс". Авария атомной субмарины дает дополнительные аргументы начальнику Генштаба генералу Анатолию Квашнину, рассуждает военный обозреватель газеты: если "Курск" не удастся спасти, это будет весьма дорогостоящей потерей, и после этого трудно будет утверждать, что ядерные силы - замечательный оплот безопасности России.
Но высказывается и иное мнение. Крупная катастрофа на море пришлась бы на руку сторонникам великой военной державы. Они получили бы повод потребовать еще больше денег, чем уже было обещано. Они будут говорить, что если и дальше ВПК не будет уделяться должного внимания, то через некоторое время Россию уже никто не будет воспринимать серьезно, пишет в эти дни германская "Зюддойче цайтунг". При этом внутри военного руководства может возобладать позиция тех, кто делает ставку на ядерное оружие наземного базирования. Но эта концепция, утверждает газета, будет означать возобновление конфронтации Запада и Востока. Она подразумевает возвращение к мышлению категориями "холодной войны" и потребует привлечения огромных средств, запланированных Путиным на стабилизацию экономики.
В более сдержанном и сочувственном ключе выдержаны комментарии в лондонской "Таймс", которая напоминает о том, что 70 процентов российского флота находится в непригодном к использованию состоянии, а один из морских командующих, контр-адмирал Николай Конорев недавно заявил, что при нынешнем уровне финансирования к 2015 году российский ВМФ перестанет существовать. "Таймс" подчеркивает, что для любой страны эта жестокая драма была бы катастрофой. Для россиян - это ужасная плата за риск, которому из-за несовершенной техники и плохого обслуживания подвергаются военные, проходящие службу в любой части российской военной машины, испытывающей нехватку финансовых средств.
Авария с "Курском" напомнила о том, что российские ВМС переживают трудные времена. После распада Советского Союза ассигнования на их нужды были сильно урезаны, констатирует "Нью-Йорк таймс". Не далее как в мае командование российских ВМС задолжало личному составу жалованье за полгода.
Английская газета "Гардиан" дала слово подводнице Нарендре Сетии, которая служила на подлодке "Конкерор". Двадцать лет назад "холодная война" была в разгаре, и Россия была врагом. Когда я сейчас думаю о "Курске", я отношусь к ее экипажу не как к русским, а как к своим коллегам-подводникам. Спаянное сообщество подводников - это профессия, в которой даже на войне важны не национальность или язык, а неповторимый человеческий дух, который преодолевает эти барьеры. Мое сердце болит за каждого члена экипажа "Курска" и за каждого члена их семей, пишет Нарендра Сетиа. Я уверена, что все остальные подводники - по всему миру - испытывают те же чувства...
И все же лейтмотивом многих комментариев (где не без злорадства, где с сочувствием) можно считать заголовок в одной из американских газет - "Престиж России идет ко дну вместе с подводной лодкой".