ПОСЛЕДНЯЯ ВАХТА

Еще с царских времен самую проклятую вахту с ноля часов до четырех утра моряки зовут "собакой". Как назвать сегодня ту, роковую, на которую экипаж атомного ракетного подводного крейсера "Курск", бессильно лежащего в студеной глубине Баренцева моря, заступил перед полуднем в минувшую субботу? Смены не будет, к несчастью, атомоход для флота потерян. Но моряков Россия обязана спасти во что бы то ни стало.

В РАЙОНЕ бедствия с предельным напряжением продолжаются спасательные работы. Три глубоководных аппарата, меняя один другого, со вторника беспрерывно, но тщетно пытаются состыковаться с последним оставшимся в распоряжении погибающих подводников выходом наверх - люком в кормовой части крейсера. Акванавты, пилотирующие снаряды, буквально валятся с ног, спят урывками по часу-другому, а то и вовсе не спят. В среду одна из этих 50-тонных мини-подводных лодок была повреждена при подъеме на борт спасательного судна "Рудницкий" для дозарядки аккумуляторов. Однако хороших вариантов в распоряжении моряков, рискующих собою ради заточенных в пучине товарищей, давно не осталось.
Многое сегодня в этой истории непонятно. Есть очевидные обстоятельства, которые вызывают, мягко говоря, недоумение, и не только у нас, а и в мире. Практически сразу, когда стало известно о катастрофе "Курска", многие страны предложили нам посильную помощь. Мы вежливо слегка поднимали шляпу: "Благодарим, у нас есть все, не хуже вашего. К тому же ваша техника по своим параметрам не стыкуется с нашей". Вполне может быть и так. Тогда почему же только в среду, лишь на четвертые сутки трагедии, когда совсем рядом замаячил худший исход, мы все же согласились на помощь спасателей Великобритании и Норвегии? Что, параметры все-таки, как выяснилось, совместимы? Чтобы убедиться в этом, нужно было столько времени? Да нет, полагаем, таких параметров, которые при желании нельзя было бы специалистам уточнить за пару часов...
Дай Бог, чтобы британские спасатели, которые со вчерашнего утра из норвежского порта Тронхейм максимальным ходом спешат в район катастрофы, все же "состыковались" с кормовым люком "Курска". Даже если это будет нравственный приговор многим на политическом и военном и государственном нашем Олимпе. За четыре во многом, как видится, потерянных дня задыхающиеся на грунте подводники, может быть, сейчас расплачиваются слишком дорого... Мы рассчитываем на определенную, твердую оценку всего происходящего президентом. Непонятно затянувшееся молчание министра обороны и начальника Генштаба.
Прибытие транспорта с британцами в район гибели "Курска" ожидается только после полудня в субботу. Была бы от этого польза, помощь в сложнейшей ситуации... А разбираться, кто прав, а кто виноват, станем после.
К сожалению, даже в британской военно-морской группе, которая ведет подготовку к предстоящим совместным действиям с российской стороной, предстоящие трудности в попытке спасти экипаж "Курска" расценивают как гигантские. По мнению англичан, Россия обладает самым современным глубоководным оборудованием, однако положение лодки - большой крен, а также сильное донное течение и полное отсутствие видимости представляют собой почти непреодолимые препятствия.
На вчерашнем заседании правительственной комиссии по изучению причин аварии атомохода "Курск" командование флотом изложило свою версию случившегося. От тех, кто готовил этот доклад, "Труду" стало известно, что основной отныне считается резкий удар крейсера о грунт носовой частью. Косвенно об этом свидетельствует и заявление хранившего до вчерашнего дня обескураживающее молчание маршала Игоря Сергеева. По его словам, скорее всего, к катастрофе привело "внешнее воздействие или столкновение с внешним объектом". Об этом говорят данные подводного исследования, которое проведено с борта подводной станции С-15. Скорее всего, этим же объясняется и тот факт, что крейсер лежит на дне с поднятым перископом. Поскольку авария произошла во время учебной торпедной атаки, можно предположить такой ход событий. Выход в атаку "Курск", как и любая лодка, осуществлял по данным гидроакустиков. Стрелять предполагалось по отряду боевых кораблей, значит, наибольшую трудность могла представлять классификация главной цели. Чтобы уточнить пеленги акустиков, командир "Курска" капитан 1 ранга Геннадий Лячин, возможно, приказал всплывать под перископ. Тогда, видимо, надо признать, что подводники допустили грубую ошибку, не определив, что какая-то надводная цель оказалась совсем рядом. Визуально обнаружив это и чтобы избежать столкновения, командир скомандовал экстренное погружение. Лодку горизонтальными рулями на безопасной глубине удержать не удалось, и она с большим дифферентом на нос врезалась в грунт. От сильного удара с фундаментом могли быть сорваны какие-то механизмы. А там - взрыв баллонов с воздухом высокого давления или даже торпед...
Словом, предположения о причинах трагедии, случившейся на атомоходе, - самые разные. Вот еще одна, которую вчера высказали "Труду" военные специалисты, находящиеся в сфере досягаемости журналистов. Несколько лет назад ВПК настаивал принять на вооружение Северного флота жидкотопливные торпеды с сильным окислителем, наподобие того, что в ракетах. Тогдашнее руководство флота категорически отвергло это предложение, поскольку такие торпеды весьма капризны в хранении, опасны для корабля. Если, как говорит сейчас один из бывших флотских военачальников, ушедший из военного ведомства, ВПК удалось-таки "всучить" их флоту, то можно предположить: при столкновении или другой нештатной ситуации, когда корпус сильно сотрясается вместе с торпедным отсеком, одна из торпед могла взорваться и подорвать остальные двенадцать.
Так было дело или нет, видимо, когда-то установят эксперты. Сегодня это все же второстепенно. Главное, повторим, найти способ вытащить из затонувшего атомохода людей. Вчера в редакцию из Санкт-Петербурга позвонил академик Российской академии транспорта, доктор экономических наук, профессор Юрий Маленков. Он специалист в области чрезвычайных ситуаций. Его предложения выглядят достаточно неожиданно и вряд ли известны Главному штабу ВМФ. Вот что предлагает академик:
- Ситуация со спасением подлодки "Курск" складывается катастрофически. Наблюдается то, что происходит в нашей стране последние годы, когда подобные истории обычно приводят к худшему исходу, - бюрократический подход к спасанию, запаздывание, приверженность стандартным схемам. Я предлагаю ряд необычных мер, которые по расчетам могут изменить ситуацию. Вынужден делать это через газету потому, что времени на ведомственную переписку нет, кислород на атомоходе вот-вот кончится. В том положении, которое сложилось, ни наши спасатели, ни британцы ничего не добьются. Проблема в том, что "Курск" лежит на боку и плоскость его аварийного люка развернута под углом. Поэтому на него невозможно посадить батискаф. Необходимо на расчетном расстоянии от лодки срочно начать серию придонных подводных взрывов со стороны люка. Каждый такой взрыв будет менять положение атомохода, не нанося ему никакого вреда. Это элементарная физика. Наработки в области направленных взрывов у нас достаточные. Я знаю, что такие варианты штабом спасательной операции не рассматривались, скорее всего, попросту никому не приходили в голову как не имевшие аналогов в мире. Но, поверьте, остальное теперь будет либо слишком поздно, либо неэффективно. Прошу довести это до главнокомандующего ВМФ адмирала Куроедова.
Не нам судить. Вдруг и в самом деле этот вариант спасителен, товарищ адмирал?