18 июля 1954 года после многочисленных споров о раздельном и совместном образовании в СССР все-таки вводится совместное обучение
Предполагалось, что это будет хорошим шагом к улучшению дисциплины, так как раздельное обучение, по мнению родителей, отрицательно влияло на становление и развитие их детей.
В виде аргументов родители предъявляли многочисленные факты. Например, такие: «при раздельном обучении у мальчиков и девочек не вырабатывается правильных товарищеских отношений»; «традиционная низкая успеваемость и дисциплина в мужских школах»; «грубость, неряшливость, пренебрежительное отношение к девочкам».
Этот опыт имел свою историю. Так, во всех средних учебных заведениях дореволюционной России обучение было раздельным. Объем знаний, который давался в школах для девочек, значительно отличался от того объема, который получали мальчики.
Подход раздельного обучения объяснялся очень просто: мужчинам и женщинам уготованы разные роли в жизни. В XIX– начале XX века мальчики готовились для публичной сферы, а девочкам предназначалось быть «хранительницей домашнего очага». Соответственно, программы обучения сильно различались. Объем знаний, который давался в школах и гимназиях для девочек, был значительно меньше, чем в мужских, так как считалось, что умственное развитие женщины слабее мужского.
С 1954 года прошло почти 60 лет, и сейчас школы раздельного и совместного обучения уживаются вместе. Но нужно ли это разделение сегодня? В чем его плюсы и минусы?
В Москве сейчас существует порядка десяти школ, в которых есть раздельные классы – для мальчиков и для девочек. Обучаются они отдельно, но встречаются на переменах и внешкольных мероприятиях. Родители, отдавая своих детей в подобные образовательные учреждения, руководствуются многими причинами. Самый популярный аргумент – желание оградить ребенка от грубости ровесников. Также родители считают, что учась с ребятами одного пола, дети чувствуют себя увереннее, не боятся попасть в неловкое положение, например, перед девочкой или мальчиком, который нравится. Кроме того, родители утверждают, что совместное обучение отвлекает ребенка на посторонние от учебы вещи, например, ребята влюбляются и не могут полноценно заниматься. Директора таких школ утверждают, что учась в раздельных классах, дети усваивают материал намного лучше. Кроме того, учитывая различия между умственным развитием девочек и мальчиков, в таких классах существуют специализированные программы. Например, известно, что девочки лучше усваивают материал при неоднократном повторении, а мальчики на показательном примере; мальчики быстро и легко решают новые задачи, хуже – стереотипные, девочки же наоборот.
У медали, как известно, две стороны, поэтому и здесь существует ряд минусов, из-за которых родители остерегаются подобных школ. Самый большой страх – ребенок не научится нормально общаться с противоположным полом и впоследствии не сумеет создать семью или полноценные отношения в трудовом коллективе. То есть девочки и мальчики просто напросто не научатся понимать друг друга, не научатся терпению и не смогут разрешать различные трудные ситуации, возникающие между разными полами.
Именно поэтому и создаются школы с классами для девочек и классами для мальчиков, но под одной крышей, чтобы, например, во время перемены они могли общаться друг с другом.
Интересно, что думают о раздельном и совместном обучении преподаватели школ из других городов. Макалова Ирина Вячеславовна, преподаватель истории и завуч казанской школы №4 считает, что «раздельное обучение – это пройденный неудачный этап в истории советской школы. Удачным это может быть при обучении на уроках физкультуры, так как девочки и мальчики имеют разное физическое развитие». Как мать, она относится к такому обучению отрицательно, объясняя это тем, что данный вопрос связан с психологией детей разных полов.
А вот в городе Кольчугино (Владимирская область) учитель русского языка и литературы Сенина Елена Вадимовна думает, что «было бы очень хорошо сделать обучение гендерным, потому что иногда у нас бывали ситуации, когда девочки – на осмотр,мальчики – на осмотр. И мальчишки говорят «о, насколько лучше мы занимаемся без девчонок».Оптимальным был бы вариант создать раздельные классы, но в одной школе. Рабочая атмосфера улучшилась бы в таких классах. Мне кажется, это было бы эффективно в среднем звене, но не в старшем».
За чем же будущее? Будут ли это школы с раздельным обучением или же совместные, а может и вовсе наши дети будут учиться дистанционно?
Бесспорно, дистанционное обучение (ДО) – очень удобная и высокотехнологичная вещь. Проблема здесь только одна и очень важная – общение: контакт с другими людьми через монитор. Как тогда повлияет на ребенка такая форма обучения? Вряд ли кто-то вспомнит про минусы и плюсы раздельных и совместных школ; они тогда будут казаться чем-то лучшим.
Сейчас дистанционное обучение практикуется и очень даже активно. Таким образом, вы можете получить второе высшее образование или закончить аспирантуру в другой стране. Кроме того, такая форма обучения используется для детей с ограниченными возможностями, которым трудно ходить в школу. Но как они при этом себя чувствуют?
Об этом рассказала Березовская Зоя Михайловна, учитель истории и обществознания. Зоя Михайловна вот уже три года преподает дистанционно детям с ограниченными возможностями.
«ДО очень полезно для ребенка, оно его развивает, дает ему возможность общения, возможность работать с компьютером. Это государственная программа; государство снабжает детей всем необходимым оборудованием. Кроме того, дети между собой дружат, выходят в интернет. Это для них окно в мир. Родители в восторге от того, что есть такая возможность. Это принцип гуманизации, индивидуальный подход к каждому ребенку. Одна родительница сказала, что это – будущее ее ребенка. У детей есть возможность получить образование. Самое главное – это общение. Такие дети лишены возможности общаться, а тут у них свой круг общения. Я познакомила их друг с другом, и они общаются, играют, вместе гуляют. Компьютер – это их жизнь. Но самый большой минус, на мой взгляд, это вся наша система образования, в которой недостаточно разработана программа для таких детей. В Москве есть i-школа; для многих детей туда вход закрыт, потому что нужно заплатить огромные деньги. Минусов больше не для детей, а для преподавателя, которому самому нужно подготовить индивидуальную программу для каждого ребенка. Мы сами варимся в своем соку. Для таких детей нужна психологическая поддержка, и не только для них, но и для их родителей. Родители мне звонят и спрашивают – куда обратиться,что делать. И я помогаю им несмотря на то,что мне никто это не оплачивает».
Что лучше, сказать сложно. Но самым главным все-таки остается выбор, который дети и их родители могут сделать, в зависимости от того, в какой школе и каком классе им больше хотелось бы учиться, и откуда им не захочется сбежать.