Евгению Евтушенко - 80 лет. Всего четыре истории из его жизни
У главного чародея и мага нашей поэзии Евгения Александровича Евтушенко — юбилей. Правда, всегда трудно понять, случилась ли у мэтра круглая дата или только проходная: одни энциклопедии датируют его появление на свет 1932 годом, другие —
«Мне по душе его яркие пиджаки и кофты»
Очень давно, в конце
Много лет спустя в Театре на Таганке репетировали спектакль по его стихам «Под кожей статуи Свободы». Я не была в нем занята, но наблюдала со стороны — он был практически готов и очень мне нравился: такой таганский по духу и очень смелый. К сожалению, его по каким-то причинам запретили, и в репертуар он не вошел: То, что к нам приходили читать свои стихи Евтушенко, Вознесенский и другие ведущие молодые поэты
Мне нравятся люди с неординарными поступками. По моим не очень пространным наблюдениям, Евтушенко как раз этим и отличался. Отличается и до сих пор, вплоть до его ярких пиджаков и кофт, которые мне по душе.
«Женя никогда не был подлипалой»
В 1969 году был запущен в производство фильм «Сирано де Бержерак». Утвердили всех артистов: Людмила Савельева должна была играть Роксану, а на роль самого Сирано выбрали Женю Евтушенко, и он очень ею загорелся. Но незадолго до того случился ввод советских войск в Чехословакию. Женя как честный человек высказал свое «фэ» по этому поводу, направил телеграмму Брежневу. Тут же меня вызвали к заместителю министра кинематографии Баскакову. Он сказал: или вы отказываетесь от Евтушенко, или мы закрываем картину. Конечно, я не отказался от Жени. Со мной поступили, как с комендантом вражеской крепости: 24 часа на размышление, а дальше — штурм. Картина была закрыта раз и навсегда.
Я категорически не согласен с теми, кто называет Женю «официальным поэтом». Никогда он не был подлипалой, наоборот, за ним — след очень многих смелых и благородных поступков. Ну а какие-то его стихи о Ленине, которые я или не читал, или забыл: Все мы время от времени делали шаги, смягчавшие наши отношения с властью... Он не так давно у нас в киноклубе «Эльдар» читал новые стихи, написанные уже в XXI веке. Например, прекрасное, точное стихотворение «В государстве по имени Как бы»: Он совершенно не постарел и не устарел — такой же задорный, задиристый и абсолютно понимающий, что к чему в нашей жизни.
Тайна диплома о высшем образовании Евгения Евтушенко
Истории этой уже тринадцать лет, но, как говаривал Булгаков, правдивые истории всегда приятно послушать. Диплом Евтушенко получил почти через пятьдесят лет после того, как был отчислен из института за несданную политэкономию. В дневнике, который веду многие годы, описано, так сказать, начало процесса. 26 мая, вторник, 1998 год, встреча в одном из московских театров: «Мэтр узнал, подошел ко мне и стал говорить, что хотел бы получить диплом нашего института. Дескать, его очень немолодая мама — еще до недавнего времени она продавала газеты возле Рижского вокзала — не успокоится, пока сынок не получит нашего вузовского диплома: Чтобы выдать бывшему третьекурснику диплом, понадобилась очень серьезная бюрократическая работа. От Министерства образования необходимо было получить разрешение на экстернат. Бумаги туда, бумаги обратно.
Диплом он получал у меня в кабинете. Его мать — девяностолетняя знаменитая продавщица газет — сказала: «Ну наконец-то. Советское высшее образование — лучшее в мире». Несмотря на несданную политэкономию, Е.А. — один из самых образованных людей нашего времени. Огромная антология современной поэзии «Строки века», собранная и отредактированная Евгением Александровичем, лежит у меня дома. Она заканчивается стихами одного из наших последних выпускников, а сам Е.А. профессорствует в Америке. А если обратно к нам? Замечательный был бы профессор, но в настоящее время Родина прокормить профессора такой квалификации еще не может.
Вы не поверите, но это факт: из своих 80 лет Евгений Евтушенко связан с газетой «Труд» уже более 60 лет. Да, да, молодой поэт прислал в редакцию свои яркие, искренние стихи еще в далеком 1950 году. В силу их несомненной талантливости они были тут же опубликованы, и с тех пор на протяжении десятилетий Евгений Александрович был желанным гостем на страницах «Труда».
А в начале нынешнего века он пришел в газету с неординарной, прямо скажем, идеей: начать в газете публикацию фрагментов из своей знаменитой ныне антологии «Десять веков русской поэзии», которая в то время только готовилась им для издательства «Искусство». «Труд» — не литературное издание, но в газете пошли на этот смелый эксперимент. И — не ошиблись. Как старожил редакции, знаю не понаслышке: «толстушку» с поэтическими выпусками зачитывали до дыр, делали из публикаций подшивки, переплетали их в увесистые фолианты...
Около двух лет длилось сотрудничество выдающегося поэта и популярной газеты. Всего в «Труде» вышло порядка 70 выпусков этой уникальной поэтической антологии.
На страницах нашей газеты были опубликованы поэтические шедевры Пушкина, Блока, Маяковского, Пастернака, Ахматовой, Есенина, Цветаевой, Гумилева, других известных и не столь известных поэтов, которые каждый раз сопровождались блистательным эссе Евтушенко и его собственными стихами, посвященными поэту — «герою дня».
Евгений Александрович все эти два года жил в одном ритме с газетой. Звонил в редакцию из Америки, Грузии, Владивостока, Читы, со станции Зима — отовсюду, где пролегали его прихотливые поэтические маршруты. Появляясь в Москве, забегал в редакцию — в неизменно пестрых рубахах навыпуск, в разноцветных «клоунских» пиджаках и штанах, в немыслимо веселенькой кепке, всем своим молодежным видом и молодым напором очаровывая женскую половину редакции.
Однажды в отделе общественных связей, где работали хорошенькие девушки, сочинил посвященный им стихотворный экспромт и тут же фломастером размашисто написал его на стене. А завершив свой двухлетний труд во благо газеты и ее читателей, написал стихи «Послесловие к антологии», которые впоследствии вошли в собрание его сочинений 2004 года. Желающие могут найти и прочитать их целиком в седьмом томе, я же из-за недостатка газетного места ограничусь лишь финальными строчками:
В России без стихов любити —
Народу русскому не быти.
Терпение, стихи и «Труд»
Что надо, то и перетрут.
Мне добавить к этим исчерпывающим строчкам нечего.
Как удалось уточнить «Труду», Евгений Александрович сейчас в Америке, в Россию приедет в начале августа. Тогда, думаем, появится и его прямая речь на страницах газеты.