ИСКУССТВО ПУСКАТЬ ПУЗЫРИ

Как выглядит надежда наших ВВС в ХХI веке? За спиной винт размером чуть побольше, чем у бытового вентилятора. Топливный бак, на удивление, скромных габаритов. Два простоватых на вид рычага управления, тесноватое креслице. Кабины первых фанерных самолетов были оборудованы, сдается, посложнее. А тут даже боковых дверок нет! Теоретически можно, протянув руку, поймать птицу на лету, если будет парить слишком близко. Все вместе - гондола дирижабля.

- А зачем нам дверки? - говорит пилот дирижабля подполковник Игорь Новоселов. - Достаточно того, что привязан ремнями к креслу. Не вывалишься.
А я-то думал, собираясь в Вольск, где расположен воздухоплавательный испытательный центр ВВС, что увижу здесь технику на грани фантастики. Например, многопалубные гондолы, где можно прогуливаться, наблюдая, как внизу проплывают города, поля, реки...
- Чем конструкция дирижабля проще, тем она надежнее, - объясняет Новоселов. - В принципе оснастка зависит от предназначения. Возить туристов - одно. А мы занимаемся военными дирижаблями. Нам лучше подвесить спецгруз потяжелее.
Спецгруз - это аппаратура для постановки радиолокационных помех. Или станции разведки и обнаружения воздушных целей. Дирижабли идеально подходят для этого. Они могут повиснуть там, где никакой ПВО давно нет. Например, в Заполярье. Неспешно достичь самых глухих точек - даже до Северного полюса добирались. Расход топлива минимален, к тому же это не дорогущий авиакеросин, а обычный бензин. Плывет дирижабль за счет ветра. Можно долго висеть на одном месте. Допустим, чтобы вывесить самые настоящие сети для крылатых ракет. Первыми в боевых условиях такие испытали сербы. За неимением дирижаблей братья-славяне, которых почти безнаказанно бомбила и расстреливала авиация НАТО, противоракетные сети поднимали на башенных кранах. И ведь срабатывало! Начиненные суперэлектроникой "Томагавки" иногда сбивались с курса.
Кстати, как попросили меня запомнить, дирижабль именно плывет в воздухе, а не летит, поскольку подчиняется не законам аэродинамики, как самолеты и вертолеты, а древнему, проверенному закону Архимеда. То есть ничем не отличается в этом смысле от мыльного пузыря. Начальник центра полковник Алексей Гниденко и его заместитель по науке полковник Валерий Пелле увлеченно говорили и о других особенностях дирижаблей: очень большая грузоподъемность и длительность нахождения в воздухе, им не требуются взлетно-посадочные полосы. Более того, дирижаблям вообще не нужно приземляться: они цепляются за причальную мачту. Безопасны в эксплуатации. Вот это, признаться, озадачило больше всего.
- А как же тогда понимать случай с германским пассажирским дирижаблем "Гинденбург", потерпевшим катастрофу 6 мая 1937 года под Нью-Йорком, когда погибли около ста пассажиров и членов экипажа?
- Этот случай настолько отложился в общественной памяти, что даже получил название "синдром "Гинденбурга", - ответили мои собеседники. - Да, его сравнивали с гибелью "Титаника", но после "Титаника" не прекратили ведь строить морские суперлайнеры. А катастрофа "Гинденбурга" поставила жирный крест на дирижаблестроении на многие годы вперед. И мы этот синдром ощущаем до сих пор.
Хотя причиной катастрофы "Гинденбурга" стал взрыв водорода, которым была наполнена его оболочка, а сейчас применяется абсолютно безопасный негорючий гелий. С одной стороны, все вроде бы признают, что дирижабли и в XXI веке имеют право на существование. Например, для патрулирования автомобильного движения на самых напряженных участках шоссейных дорог, мониторинга состояния нефте- и газопроводов. Не говоря уже об использовании дирижаблей в военных целях.
А что на деле? Увы, в Вольском воздухоплавательном центре, открою страшную военную тайну, ни одного действующего дирижабля на сегодняшний день нет. Да, я сидел в гондоле, дергал рычаги управления, но на земле. Последний раз единственный вольский цеппелин запускали в 2003 году. Потом оболочка пришла в негодность - стала пропускать газ. Стоимость новой - около миллиона рублей. Денег на нее не дают. Поэтому так пока и учатся пилоты дирижаблей в воздухоплавательном центре ВВС - "пеший по летному". Хотя какие это затраты по сравнению с другими расходами военного бюджета!
Тем не менее офицеры центра надежд не теряют. Знавали они и худшие времена. В 1999 году уникальную воинскую часть вообще расформировали. Тогдашнее командование Военно-воздушных сил сочло, что воздухоплавание в России не имеет будущего. Через год одумались. За рубежом-то это направление развивают вовсю. Прежде всего американцы. Воздухоплавательный центр восстановили.
Помимо дирижаблей в Вольске серьезно занимаются боевыми аэростатами. Их тоже можно использовать как носители средств поражения противника. В мирное время тоже дело находится: аэрофотосъемка, метеоразведка, ретрансляция связи, исследования верхних слоев атмосферы.... Да что там говорить, даже при ликвидации последствий чернобыльской катастрофы без них не обошлись. Аэростаты Вольского центра с мощными люстрами висели над четвертым блоком Чернобыльской АЭС. В их немеркнущем свете днем и ночью сооружали саркофаг.
Однажды произошло невероятное. С Камчатки запустили аэростат, который должен был в автоматическом режиме долететь до Волги. Дали команду на посадку в Вольске, но аппаратура не сработала. И "пузырь" поплыл спокойно дальше. Радарами его засечь практически невозможно: он прозрачен для радиоволн, не излучает тепла. Казенное имущество растаяло в небе. А через пару дней запускавший аэростат полковник Владимир Архипов поехал в Москву. Видит: над Красной площадью высоко в небе проплывает его "пузырь"... Народ сначала ничего не понял, а потом заахал: НЛО! Закончил свой путь тот аэростат где-то возле Дании. Был небольшой международный скандал.
Уже вернувшись из командировки, я позвонил генералу армии Петру Дейнекину, который был главкомом ВВС в 1991-1998 годах. Мол, как же так, почему не больно жаловали в те годы воздухоплавание?
- Каюсь, было. Но ведь и годы командования мне выдались трудные. Все силы бросили на поддержку боевой авиации. Сейчас, когда в войска пошли деньги, воздухоплаванием надо бы серьезно заняться. Это очень перспективное дело.
Пока принято такое решение: Минобороны не будет заказывать дирижабли для собственных нужд. Гораздо проще, считает начальник воздухоплавательной службы ВВС полковник Владимир Ступников, взять готовый аппарат у гражданских коллег. А аппаратуру повесить нашу.
СПРАВКА "ТРУДА"
Всего в мире сейчас не более 25-30 сертифицированных дирижаблей. В России реально на ходу 3 - 4 аппарата.
Перед началом войны в Ираке Пентагон провел испытания дирижабля для поддержания связи с подразделениями в радиусе 180 км. Их аппарат в течение двух недель висел в воздухе без наземного обслуживания.
В Белоруссии идет проектирование многоцелевого дирижабля с информационно-разведывательной платформой, способной заменить самолет радиолокационного дозора типа "Авакс". Шесть таких дирижаблей, поднятых на высоту порядка 4 км, способны обеспечить надежную радиосвязь, включая мобильную, на всей территории республики.