"ТРИ СЕСТРЫ" НЕ РВУТСЯ В МОСКВУ

Еще 10 - 15 лет назад паузу в межсезонье заполняли провинциальные театры со своими творческими отчетами. Для этого в Министерстве культуры существовал ежегодный гастрольный план. Поездка в Москву считалась для провинциальных коллективов большой наградой, ее надо было заслужить, пройти несколько комиссий и только после этого предстать на суд строгих столичных критиков. Теперь театрам из Омска, Читы, Ставрополя путь в Москву практически заказан, поскольку правительство не выделяет на это средств, а местные муниципалитеты не в состоянии спонсировать их поездки в столицу.

По этой же причине не выезжают за кольцевую дорогу и московские театры. Таким образом, российская глубинка больше не видит у себя легендарных коллективов, а когда ее жители летом приезжают в Москву, чтобы напитаться высоким искусством, то довольствуются пыльными фотовитринами театров и старыми афишами с именами актеров, известных им по телесериалам.
И все же этим летом некоторые коллективы, напуганные предстоящей театральной реформой и катастрофическим дефицитом средств на постановку новых спектаклей, решили рискнуть и продлить сезон почти до конца июля, хотя знали, что большинство москвичей не рвутся на спектакли, предпочитая душному залу дачные участки и поездки на море. В числе смельчаков оказались "Маяковка", Ленком, Театр имени Моссовета, театр Луны, Геликон-опера и "Современник". Кстати, "Современник", начиная с конца 90-х годов, не покидает Чистые пруды в летнее время. Произошло это не потому, что Галина Волчек хотела насолить своим артистам, обычно снимающимся в этот период в кино. Ей надо было что-то делать с убывающим интересом зрителей к "Современнику". И что же вы думаете? Волчек удалось исправить пошатнувшееся положение театра с помощью провинциалов, которым некуда было пойти в июле - августе, кроме как в "Современник".
Результат этого эксперимента показался интересным и другим коллективам, оставшимся этим летом в Москве, но они решили подкорректировать его с учетом рынка. Несмотря на отток платежеспособных москвичей, цены на билеты они не снижают. Да и с какой, дескать, стати, ведь художественная "продукция" от жары не портится, а то, что многие провинциалы не в состоянии оплатить дорогое столичное искусство, - это их заботы...
Ожидая на служебном входе Ленкома одного известного актера для интервью, поневоле наблюдала за дежурной, отвечающей на звонки зрителей. Стоило ей сказать, что в кассе остались билеты по 1700 рублей, - как тут же раздавались гудки отбоя. Зрители (а среди них, подозреваю, немало провинциалов) не понимали, как может билет на спектакль стоить так дорого. Побывав на спектакле "Морковка для императора" в Театре эстрады с участием Геннадия Хазанова, я тоже испытала шок, когда узнала, что мое место во втором ряду стоит 2500 рублей. Поэтому зауважала сидящих рядом со мной скромно одетых зрителей, которые экономят, подозреваю, на питании, чтобы только приобщиться к искусству.
В театре Моссовета и "Маяковке" цены более демократичные - от 500 до 700 рублей, но не каждый заезжий театрал может позволить себе за эту "скромную" сумму увидеть на сцене Александра Домогарова, Ольгу Остроумову, Екатерину Гусеву и других звезд. Поэтому ничего удивительного в том нет, что залы летом заполняются наполовину. Да что там говорить: в чеховском МХТ за май и июнь не смогли выплатить артистам премиальные, так как на спектаклях не было обычных аншлагов.
Ситуация с летней работой театров в одном из самых дорогих городов мира не такая уж простая, какой может показаться на первый взгляд. Поэтому мне кажется правильным, чтобы к этой проблеме подключилось Министерство культуры. Например, рекомендовало каким-то коллективам оставаться в Москве, выделяя для этого специальные гранты, или договаривалось с губернаторами об обмене столичных театров и провинциальных. Ибо глупо надеяться, что порушенная система гастролей сама по себе вернется на круги своя, как глупо рассчитывать на то, что столичные театры в ущерб себе станут думать о кармане какого-то зрителя из Сыктывкара...
Что еще можно сделать для того, чтобы театральная жизнь в Москве не прекращалась летом? За рубежом эту ситуацию давно проанализировали и приняли мудрое решение: заполнять столичные сцены в летний период театральными фестивалями. В Москве уже есть такой фестиваль - Чеховский, проходящий раз в два года в течение двух летних месяцев, на который съезжаются самые лучшие коллективы со всех концов света. Интерес к этому смотру огромный, причем московские театры считают за честь для себя участвовать в нем. Может быть, стоит подумать о втором фестивале, скажем, современной драматургии, и проводить его попеременно с уже существующим? Понятно, что для этого нужны немалые средства, но со временем такой фестиваль будет окупаться, как это уже происходит с Чеховским форумом, ради которого многие москвичи переносят свои отпуска на осень и на который приезжают театралы со всей страны.
Наверное, есть и другие пути, чтобы лицедеи летом радовали своим искусством жителей и гостей Москвы. Но если уж нашу столицу называют театральной Меккой, то она должна оставаться таковой все двенадцать месяцев в году.