Нынешний главный дирижер Томского симфонического - недавний студент платного отделения Московской государственной консерватории испанец Сесар Альварес. У музыкальной общественности и оркестрантов к нему серьезные претензии: появляется в Томске изредка, ни о какой систематической работе с оркестром не может быть речи.
- Найти постоянного дирижера практически невозможно, - выступает с контраргументом директор филармонии Ольга Лесина. - И в Красноярске, и в соседнем Кемерове - такая же практика. Там нет постоянных дирижеров. В Кемерове, например, дирижер - китаец. Что до трудовой дисциплины, то все должностные обязанности Альварес выполняет, оговоренное количество концертов дает.
Возможно, в филармонических отчетах все действительно выглядит гладко. Но только отчего-то за последнее время из оркестра и из филармонии ушли ведущие музыканты. Томским меломанам стыдно за свой традиционно считавшийся интеллигентным город, когда они видят афиши филармонии с анонсами выставок кошек и попсовых концертов, которые лишь изредка перемежаются случайно подобранными симфоническими программами. Да и сами наскоро слепленные концерты оставляют чувство досады.
- Да, некоторые музыканты уходят, - соглашается Ольга Лесина. - Например, кого-то соблазняет уровень оплаты в ресторанном оркестре... Что же касается выставок кошек, попсовых концертов - а как же нам выживать без них? Это, во-первых. А во-вторых, о качестве исполнения можно спорить.
Лесина права: спорить можно и нужно. В том числе о репертуарной политике и такой важнейшей цели всей работы филармонии, как воспитание постоянного слушателя. Авторы открытого письма заявляют, что такой работы просто нет. Давно прекратил существование абонемент, нет воскресных детских концертов и камерных программ. И на этом фоне им странно слышать мажорные заявления руководства филармонии об успешных гастролях оркестра в Испании осенью прошлого года. Ни хвалебных, ни любых других рецензий, а также никакой выручки из поездки коллектив не привез, затратив на проезд немалые средства, в то время как на деньги, отпущенные в 2002 году из областного бюджета, не было приобретено ни одного инструмента. Выходит, бюджет Томской области оплатил заграничный культурный проект начинающего испанского дирижера?
- Бюджет области не имеет к нашим гастролям никакого отношения, - парирует директор филармонии. - Бюджет нам финансирует только заработную плату и 50 процентов арендной платы за помещение. На все остальное мы должны заработать сами.
- Да, о содержании письма музыкантов мне известно, - говорит начальник Томского областного департамента культуры Сергей Захарков. - Мы создадим компетентную комиссию из профессионалов, которая разберется в сложившейся ситуации, определит, где субъективные моменты, а где реальные факты. Ведь то же качество звучания оркестра зависит от множества факторов. Скажем, давно не покупались инструменты - так, может, именно в плохом качестве стареньких фабричных скрипок или гобоев дело, а не в уровне дирижера? С другой стороны: как могут приобретаться инструменты, если на содержание учреждений культуры, в том числе оркестра, выделяются мизерные средства? У меня пока ответов на эти вопросы нет...
По большому счету, авторы открытого письма радеют не столько за себя, сколько за состояние культуры края. Они хотят, чтобы исполнительная и законодательная власти региона приняли решение о придании Томскому академическому симфоническому оркестру статуса юридического лица с отдельным финансированием из областного бюджета. Чтобы были разработаны условия и утверждены сроки конкурса на замещение постов директора и главного дирижера оркестра. Чтобы был создан попечительский совет симфонического оркестра в составе первых лиц области, известных деятелей экономики, политики, культуры и меценатов. Иными словами, они хотят к себе государственного отношения. Этого, впрочем, не хватает сегодня всей российской культуре.