Вроде бы школьная модернизация должна способствовать разгрузке "мучеников знаний", но не тут-то было. Известно, что самые ожесточенные споры в последнее время шли в педагогическом сообществе вокруг образовательных стандартов по математике, но никому из ученых мужей и в голову не пришло справиться у врачей о том, как может повлиять новый учебный курс на здоровье учеников. А медики буквально в ужасе: существующие программы по математике превышают возможности ребенка в 20 (!) раз. Программы по иностранному языку тоже не по силам большинству ребят. (Хотя, считай, во всех инстанциях согласовано и утверждено повсеместное изучение иностранного языка со второго класса).
Кроме того, более 40 процентов уже изданных учебников рассчитаны на так называемый продвинутый уровень образования, которым обладает лишь пятая часть учащихся. Что остается делать остальным? Свободного времени у наших школяров практически нет: каждый день по восемь или даже девять уроков, затем - домашние задания, занятия с репетиторами, факультативы и дополнительные курсы. Двигаются дети мало, питаются как попало, в результате - гастриты, нервные расстройства, бессоница и синдром хронической усталости.
Детские и подростковые врачи давно стоят на том, что без научно обоснованной государственной политики в области охраны здоровья учеников никакая модернизация невозможна. Кстати, медицинские наблюдения за последние 40 лет показывают, что многие попытки реформировать школьное образование сказывались на здоровье детей отрицательно. К неудачным нововведениям, безусловно, относятся трехлетняя начальная школа, переход на пятидневную учебную неделю, начало обучения в школе с шести лет.
Сотрудники Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков в последние два-три года разработали специальные требования к осуществлению модернизации образования, а затем апробировали и внедрили в ряде регионов страны систему оздоровления школьников, позволяющую улучшить состояние здоровья 80 процентов учащихся, снизить в четыре раза показатели заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями, нормализовать осанку более чем у половины детей, добиться стойкой ремиссии у 94 процентов школьников, страдающих гастритом.
К сожалению, до сих пор все эти полезные рекомендации из-за разобщенности медицинских и образовательных ведомств использовались слабо. Но недавно появился повод для оптимизма: Российская академия медицинских наук и Российская академия образования договорились о сотрудничестве и утвердили приоритетные направления совместной деятельности, среди которых - охрана здоровья ребят, разработка гигиенических основ компьютеризации и информатизации учебного процесса, создание доступного для учителей банка безопасных и эффективных педагогических технологий.