- Мы исходим из того, что Чечня при подписании договора с федеральным центром должна получить больше экономической самостоятельности, чем это имеет место в отношениях с другими субъектами Федерации, - говорит М.Вахаев. - Грозный при этом не исходит из какой-то своей исключительности. Речь о том, что Чечня за 12 с лишним лет военных действий оказалась разрушенной, на грани экономической катастрофы. На восстановление городов и сел нужны миллиарды рублей. Однако, восстанавливая Чечню, мы не хотим быть обузой для России и предлагаем пути решения проблем, которые не потребуют отвлечения значительных средств из федерального бюджета. В проекте договора мы рассчитываем закрепить за республикой особый экономический статус, который дает таможенные, налоговые и некоторые другие льготы. Чечня надеется получить под свой контроль природные ресурсы, недра и все предприятия, находящиеся на ее территории. Мы рассчитываем, что федеральное правительство с пониманием отнесется к предложению Госсовета республики произвести компенсационные выплаты всему населению Чечни за 1 миллион 200 тысяч ваучеров, которые в свое время не были вручены жителям республики.
- Насколько известно, от них в свое время отказался Джохар Дудаев...
- В данном случае его действия не имеют юридической силы. Жители Чечни, как и все граждане России, являются владельцами доли федеральной собственности и имеют полное право претендовать на то, что им принадлежало на законных основаниях, но не было выдано в период "ваучеризации".
- Нет ли вероятности, что такие "договорные привилегии" приведут к конфликту?
- Никаких конфликтов не будет, если искусственно не политизировать ситуацию, в том числе и процесс работы над договором. На этот раз никому не удастся втянуть ни руководство республики, ни ее народ в очередную "игру". Все вопросы политического характера, как известно, отнесены к компетенции Российского государства. Пришло время, когда надо решительно отказаться от всего наносного и вредного, что мешает возрождению Чечни и ее обустройству, созданию в республике человеческих условий для населения.
- Увязывается ли подписание договора каким-то образом с выборами президента республики?
- Нет, совмещение политических событий такого уровня недопустимо. Они должны быть разведены во времени. Сначала желательно провести выборы президента, а через какое-то время подписать договор о разграничении полномочий. Как известно, Владимир Путин по просьбе Госсовета Чечни назначил президентские выборы на октябрь 2003 года. К этому времени рабочая группа по подготовке договора должна завершить работу над документом.
- Центральная избирательная комиссия Чечни официально объявила о старте предвыборной кампании. Насколько она, по вашему мнению, окажется напряженной?
- Не менее напряженной, чем проведение референдума в марте этого года. У всех потенциальных кандидатов есть время, чтобы подготовить нужные документы, проявить себя должным образом. Думаю, люди научились отличать ответственных политиков от радикалов, несущих народу беду, сумеют сделать правильный выбор. Кандидат в президенты для регистрации в избиркоме обязан представить 10 тысяч подписей избирателей в свою поддержку. Возраст претендента на высший пост в республике должен быть не менее 30 лет. Он может проживать в любом регионе страны, обязательно быть гражданином России...
- Что делается в Чечне для улучшения социальных условий жизни?
- С 2000 года действует федеральная целевая программа по восстановлению экономики и социальной сферы республики. Совместно с Минтруда России мы определили перечень объектов первоочередного восстановления. Надо сказать, министр труда и социального развития РФ Александр Починок, его заместитель Сергей Быстров, курирующий вопросы социально-экономического развития Чечни и Южного федерального округа, часто бывают в республике и жестко контролируют исполнение программных положений. В число приоритетных попали детские социальные приюты, реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями и дома-интернаты для престарелых. В этом году уже вступили в строй социальные приюты для детей на 120 мест в Надтеречном и Курчалоевском районах. В марте открыт реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями на 90 мест в Аргуне. В Шали начал работать республиканский социальный центр для несовершеннолетних на 230 человек.
Действует дом-интернат для престарелых людей и инвалидов в Грозном. До конца 2003 года мы планируем сдать социальный приют для несовершеннолетних в Гудермесе на 240 человек. В конце прошлого года были также открыты два комплексных центра социального обслуживания населения - в Шелковском районе и в Ленинском районе Грозного.
Удалось наладить своевременную выплату пенсий и детских пособий. В республике нет проблем и с выплатой зарплаты учителям, врачам, работникам других отраслей бюджетной сферы. Есть определенные трудности с обеспечением медицинских учреждений медикаментами, но эти вопросы решаются. Так, Фонд социальной защиты при правительстве России на днях выделил республике лекарственных препаратов на сумму 200 тысяч долларов. Они будут распределены по больницам.
- Многие чеченские беженцы сталкиваются со сложностями при получении российских паспортов. Как намерены решать эти вопросы?
- Республиканское МВД получило указание обеспечивать без проволочек новыми документами всех прибывших на постоянное место жительства. Правда, органы правопорядка имеют претензии к некоторым лицам, проживавшим на территории Ингушетии- в смысле причастности их к незаконным вооруженным формированиям. И все же каких-то искусственных препятствий для получения российских документов нет.
- А русское население возвращается на места своего прежнего проживания в Чечне?
- В основном возвращаются чеченцы, хотя есть случаи возвращения русских, к сожалению, редкие, - в Надтеречный, Наурский, Шелковской районы. Совет безопасности республики и миграционный комитет при правительстве вплотную занимаются тем, чтобы их права были соблюдены и защищены сполна.
- Что скажете по поводу первых результатов объявленной с 1 июня очередной амнистии для боевиков?
- По нашей информации, спустя месяц после принятия Госдумой постановления об амнистии к мирной жизни вернулось более 150 человек. Кстати, наметилась новая тенденция - явка боевиков в правоохранительные органы с повинной. Оружие складывают и полевые командиры среднего звена.
- Часть политиков мало верит в благоприятный исход миротворческих усилий, считает, что напряженность и военное противостояние в Чечне будут продолжаться не менее десятка лет...
- Я с этим не согласен. Чеченцы в большинстве своем страшно устали от всего, хотят вернуться к своим семьям, поработать на земле. Они истосковались о мире.