Осталось невыясненным, какое отношение к цене на легальную водку имеют склады, созданные для борьбы с "левым" алкоголем. Вице-премьер подчеркнул, что "государство, контролируя уровень цен на водку, должно добиться главной задачи - недопущения на рынок теневых предприятий, производящих ликеро-водочную продукцию". Гордеев попутно пожаловался на несознательное население, которое не понимает своего счастья. Ведь государство установило минимальные цены на водку, а "воспринимается так, как будто мы хотим поднять цену, хотя речь идет всего лишь о недопущении на рынок тех предприятий, которые производят водку нелегальным способом".
В общем, теперь власть будет заботиться о пьющих россиянах пуще прежнего. Подробности пока не известны, ибо Министерству экономического развития, налоговикам и ряду профильных ведомств дан месяц для того, чтобы разработать и внести в правительство РФ предложения по изменению механизма установления цен на "зелье". Жизненный опыт нам, однако, подсказывает, что снижения цен на "злодейку с наклейкой" можно не ждать. А очередное повышение - вполне возможно. Ведь согласно данным Госкомстата, в последнее время в России производство "официальной" водки неуклонно снижается. С мая 2002 года по май нынешнего 2003 года ее выпуск уменьшился на 1,2 процента. Следовательно, упали и доходы государства.
Фискальные органы подозревают, что причина падения отнюдь не в том, что россияне стали меньше пить. Просто производители алкоголя нашли новые способы ухода от налогов. И теперь власть готовит "ответный удар".
Правда, эксперты алкогольного рынка утверждают, что некоторое снижение потребления водки имеет "естественный" характер: в стране за последний год на 24,2 процента увеличились поставки в торговлю виноградных вин. На 20,8 процента выросло за последний год потребление пива. То есть постепенно сбываются мечты идеологов алкогольных запретов 1972 и 1985 годов о том, чтобы "русское пьянство" постепенно сменялось "цивилизованным потреблением".
Весь вопрос в том, удастся ли совместить эти мечты с финансовыми аппетитами государственной казны?