СЕМЕН ЛЕВИН: ДИЗАЙНЕР - ЭТО МИССИОНЕР

Семен Левин, пожалуй, самый известный сегодня теледизайнер, работающий в этой профессии уже много лет. Это он создал корпоративный стиль НТВ, НТВ-Плюс, ТНТ и "Эха Москвы" и, покинув в 2001 году пост руководителя "НТВ-Дизайн", вместе со своим новым коллективом - компанией "Телеателье" - успел сделать немало заметных работ на РТР (оформление новостных программ), бывшем ТВ-6 и нынешнем ТВС. Его творчество неоднократно отмечалось премией "ТЭФИ", а также множеством других российских и международных наград. Недавно на престижном международном конкурсе "Omni Intermedia Awards" в США за оформление программ РТР и ТВ-6 "Телеателье" удостоилось восьми наград, став победителем среди участников, представлявших более 30 стран мира.

- Семен Михайлович, в теледизайне есть такое понятие, как мода?
- Безусловно, есть. Теледизайн - такая же область дизайна, как одежда, автомобили, интерьеры, и так далее. Мода - это то, что в данный момент интересно. Она меняется, если надоедает.
- Вы следуете моде?
- Ну что значит - "следуем"? Мы ее либо создаем, либо не создаем. Мы не можем повторить уже кем-то придуманное и сделанное. Профессия дизайнера тем и отличается, что он создает то, чего еще никто нигде не видел. А вот приемы, которые он использует, конечно, подвержены влияниям, витающим в воздухе: это и литература, и музыка, и театр, и современное кино. Ведь мы находимся в той же среде, что и зритель, поэтому никакая другая область дизайна не сравнится с телевизионным. Модную одежду могут надеть, допустим, десять тысяч или сто тысяч человек, а нас смотрят как минимум сто миллионов зрителей. Поэтому, если теледизайнер не понимает, что собой представляет его потребитель, то ничего не получится.
- Чем можно объяснить, что на нашем телевидении в оформлении разных каналов используется одно и то же: животные, дети, цветы, овощи и так далее?
- Это разные вещи. Скажем, и цветы, и животных в качестве сюжета можно использовать столетиями, однако весь вопрос в том, как это сделать. Мода - это некие приемы, а не сюжет. В оформлении телеканала НТВ, если помните, на протяжении многих лет использовалось все что угодно: там и животные были, и растения, и песок сыпался, и дети снежки катали. Но каждый год это было сделано по-разному и поэтому было модно. Я уже много лет занимаюсь теледизайном и могу сказать, что наш продукт всегда выглядит добротно и достойно, поэтому его можно использовать долго. Другое дело, что содержание каналов меняется: какие-то программы уходят, какие-то появляются - поэтому мы привыкли к тому, что оформление сохраняется, скажем, в течение одного-двух сезонов. Мы не занимаемся монументалкой. Другое направление, которое мы считаем весьма перспективным, - создание спецэффектов в кино. Вспомните последние фильмы, - например, "Человек-паук", "Властелин колец", "Гарри Поттер", "Звездные войны. Второй эпизод" - это же в основном спецэффекты, то, что в обиходе называется компьютерной графикой. Недавно наша компания подписала большой контракт, и сейчас мы приступили к работе над созданием спецэффектов для очень интересного сериала.
- Зеленый шарик - символ НТВ - вы придумали?
- Да, грешен. Но не в шарике дело: он не является главным. Дизайнер, о чем я уже говорил, моделирует будущее, то есть видит то, чего еще не было, а не то, что уже состоялось. Придумав шарик, я мыслил его как некий персонаж, который всегда будет необходим. И жизнь показывает, что я не ошибся.
- Почему тогда в заставке программы РТР "Вести" вы используете тройку лошадей, которая уже всем хорошо знакома?
- Вы опять говорите о сюжете, а не о том, как он реализован. Когда на РТР (а это государственный канал) мы начинали моделировать главный информационный блок, необходимо было понять, что является самыми яркими символами России. Помню, например, как сюда приехали на съемки американцы, поскольку оформление канала РТР сначала было заказано в США фирме "Novocom". И они, разумеется, сняли то, что знают американцы, с чем у них ассоциируется Россия. А знают они Большой театр, и поэтому запечатлели квадригу - тоже лошади, но другие. Так вот тройка - один из самых ярких символов России. Ну и что, если она уже была? Был двуглавый орел и сейчас он есть - и очень хорошо. Важно, как это сделать, чтобы человек испытывал гордость за свою страну.
- Как вы считаете, дизайн влияет на рейтинг?
- Безусловно. В прошлом году, например, случилась потрясающая история. Был такой канал - ТВ-6, а 3 сентября он вышел в новом оформлении. Программы остались те же, в содержании ничего не изменилось. Но в этот день рейтинг заметно увеличился и держался на таком уровне довольно долго. Похожая история произошла и с РТР, когда там появилось качественное оформление.
Телевизор ведь такой предмет, который есть в каждом доме. Есть, конечно, еще столы и стулья, но они у всех разные. А что такое телевизор? Экран. И он везде один и тот же. Поэтому очень важно, насколько экранная среда для вас комфортна, удобна и хороша. Когда человек переключает кнопки, он должен понимать, куда именно он попадает. Дело не в логотипе: ОРТ, РТР или НТВ, - а в климате, в атмосфере эфира. А это создается какими-то неуловимыми вещами, и только профессионал понимает, как это сделать.
- Как известно, на ТВС вы сделали оформление в кратчайшие сроки, - это надолго?
- "Кратчайшие" - не то слово. Телекомпания обратилась к нам за 6 дней до выхода в эфир. Чтобы было с чем сравнить, скажу, что, например, программа "Итоги" раньше оформлялась 4-5 месяцев. Мы сделали этот дизайн как переходный - только на лето, решились на эксперимент, чтобы канал запустить. Это лишь версия, чтобы попробовать, нащупать. Думаю, что с осени на ТВС все абсолютно изменится. Хотя, насколько я знаю, многим этот дизайн нравится. Возможно, что часть останется: оформление некоторых программ получилось удачным.
- Заказчики, которые обращаются к вам по поводу оформления канала или программы, предлагают собственные версии?
- На самом-то деле нам не поступает заказов оформить полностью канал, - речь идет только об отдельных программах. И в этом - главная ошибка телевизионщиков. Допустим, вам надо сделать дизайн своей квартиры, но при этом ванную комнату вы закажете оформить одним, столовую - другим, одну из комнат - третьим, другую - четвертым и так далее. В итоге получите винегрет, даже если каждый из ваших дизайнеров умен, опытен, талантлив, знаменит. Все равно в такой квартире будет довольно трудно жить. Как правило, все телевизионные начальники считают, что оформление канала есть арифметическое составление его из разных программ. Но мировой и, в частности, мой опыт показывает, что желаемый результат возможен лишь тогда, когда есть единое решение телевизионной среды - вот что важно. Нам же чаще всего приходится работать и над содержательной частью. При этом от нас, как от врачей, ждут чуда: вот придет дизайнер и сделает мне красиво, а программа сама собой будет интересна.
- От чего зависит оформление той или иной программы, и на каком этапе вы получаете заказ: когда она уже готова или находится еще на уровне замысла?
- Это зависит от множества факторов, потому что все программы разные: аналитические, информационные, обзорные, развлекательные, ток-шоу и так далее. То есть прежде всего надо ориентироваться на жанр, а также учитывать, кто ведущий, будут ли в студии зрители. Проблема телевидения в том, что все форматы очень похожи. Их вообще-то не так уж и много, но очень важно, как программа придумана: она может быть страшно скучной, а может не отпустить от экрана. Во многом это зависит и от дизайнера тоже.
К сожалению, чаще всего нам сообщают только название программы, а иногда в последний момент могут и его поменять. Иногда говорят о жанре: это будет, например, ток-шоу или интервью. Довольно сложно работать в такой ситуации. Сначала происходит сублимация содержательная, а потом думаешь: черт, ведь это надо же еще и оформить! Во всем мире дизайнер участвует в этом процессе с самого начала. Представьте себе, если бы, допустим, в автомобиле сначала сделали двигатель, колеса, а потом пригласили дизайнера, чтобы он его оформил. Все должно делаться одновременно. У меня на этот счет были даже рекордные вещи: например, когда про Новый год вспоминали 30 декабря или про 8 Марта - седьмого. Это вообще российская традиция - пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Мои коллеги на Западе работают по-другому: без дизайнера ни одна программа не то что не запускается - не обсуждается. Дизайнер в данном случае играет практически ту же роль, что и режиссер-постановщик.
- Вам нравится что-нибудь у других оформителей эфира?
- Я не могу кого-то выделить, но скажу, что на нашем телевидении появилось некоторое количество неплохих работ. Все каналы примерно одинаковы, но тем не менее есть то, что обращает на себя внимание. Раньше лидировали один-два канала, и все. Пусть звучит нескромно, но, я считаю, наша заслуга в том, что мы в свое время расшевелили всю эту историю. На многих каналах продолжают работать мои ученики - мы, как говорится, посеяли разумное, доброе, вечное. Ведь "Телеателье" не просто организация, которая занимается телевизионным дизайном, - это еще и школа. У нас работает много ребят из провинции, мы постоянно ищем тех, кто нам может быть интересен и полезен. Понимаете, дизайнер - как бы миссионер, который хочет, чтобы все вокруг было красиво. Я много лет занимался дизайном городской среды, оборудованием, интерьерами. Поэтому мне важно, чтобы все вокруг было удобно и, главное, - эстетично. Дизайн сейчас во всем мире является одним из инструментов получения прибыли - это очень серьезная область бизнеса. Но у нас он пока еще не окреп из-за того, что нет специалистов - плохо и мало этому учат.
Много лет назад меня пригласили заняться конвейером по ремонту автобусов. Помню, попав в цех, я увидел серые станки, какие-то невзрачные зеленые кресла, скучные инструменты - все это выглядело ужасно тоскливо. Я предложил весь конвейер покрасить, разбив по длине на разные цвета - по принципу радуги. По моим прикидкам, это должно было создать другое настроение - главное, чего мне в результате и хотелось получить. Потом это напечатали в техническом журнале, и на Западе, использовав подобную идею, сделали аналогичный конвейер. Эта штука повысила производительность труда на 15 процентов! Вот что такое дизайн - не оболочка, не раскраска, а содержание. Телевизионный дизайн тоже нужен для того, чтобы компания более успешно продавала свой продукт, поднимала рейтинги, зарабатывала на рекламе, а в итоге - чтобы росло ее благосостояние.