ПРИЛЮДНОЕ выяснение отношений началось тотчас после эакрытого заседания коллегии Министерства обороны, на котором обсуждались планы дальнейшего реформирования Вооруженных сил. Заранее было известно, что предложения Генерального штаба (читай - Анатолия Квашнина) направлены на серьезные сокращения любимого детища Игоря Сергеева - Ракетных войск стратегического назначения (их главкомом маршал был до назначения на нынешний пост). Логика этих инициатив такова. Так называемые силы общего назначения, основу которых составляют сухопутные войска и фронтовая авиация, в результате многолетнего недофинансирования и непродуманных преобразований оказались "за пределами критического уровня". А не сегодня-завтра может полыхнуть и у наших юго-восточных границ, которым тоже угрожает исламский экстремизм в лице афганских талибов.
Не случайно на этом стратегическом направлении решено срочно развернуть несколько укомплектованных до полного штата частей и соединений постоянной готовности. Необходимых для них солдат и офицеров генерал Квашнин предложил отыскать за счет решительного сокращения численности Ракетных войск стратегического назначения. Ведь последние все равно обречены сокращаться, хотя бы в результате неизбежного списания стареющих тяжелых межконтинентальных баллистических ракет.
Правда, начальник Генштаба предложил процесс усекновения РВСН сделать прямо-таки обвальным. При этом вообще ликвидировать главкомат стратегических ракетчиков, а то, что останется от этих войск, включить в состав Военно-воздушных сил. Таким образом, наша армия по образцу американской перешла бы на трехвидовую структуру по сферам боевого применения: воздух (ВВС) - земля (сухопутные войска) - море (ВМФ). Кстати, именно это заложено во всех перспективных планах Минобороны.
В Генштабе полагают, что и после таких преобразований потенциал сдерживания у нашей страны все равно останется достаточным, чтобы охоту к нападению отбить у кого угодно. К 2007 году с учетом реализации договора СНВ-2 и закладываемых параметров СНВ-3 у России будет полторы тысячи стратегических ядерных боевых блоков и еще около трех тысяч оперативно-тактических и тактических ядерных боезарядов. При этом, правда, удельный вес нашей наземной ракетной группировки существенно понизится. А морской и воздушной составляющих, наоборот, возрастет. К удовольствию Вашингтона, который давно на переговорах добивается от нас подобных структурных преобразований стратегических ядерных сил...
Своя логика есть и у маршала Игоря Сергеева. Он и его сторонники убеждены, что при нынешнем состоянии российской экономики все равно не удастся создать достаточно многочисленные, современные и мобильные силы общего назначения. Значит, от возможной агрессии в ближайшие годы можно прикрыться только ядерным "зонтиком", доставшимся от советских времен. Да, "зонтик" этот стареет и ветшает. Но не стоит естественный процесс ускорять собственными руками. Особенно на фоне попыток американцев создать собственную систему противоракетной обороны. Ведь понятно, что чем меньше у нас носителей ядерного оружия, тем больше надежды у противника сбить их на траектории, тем эффективнее станет заокеанская ПРО.
Чьи аргументы весомее - выбирать президенту. Но нельзя не заметить, что непримиримый спор двух первых лиц нашей армии по этому поводу мало похож на академическую дискуссию. Предложения начальника Генштаба министр обороны назвал "преступной глупостью и покушением на национальные интересы России". По мнению Сергеева, "атака на РВСН имеет под собой личностные мотивы, а решать их на таком уровне недостойно российского офицера". И маршал тут же пригрозил добровольной отставкой в случае, если в итоге победит точка зрения генерала Квашнина.
Примирить разбушевавшихся военачальников в воскресенье попытался Владимир Путин в присутствии секретаря Совета безопасности РФ Сергея Иванова. Однако, похоже, стороны к согласию не пришли. Во всяком случае, Игорь Сергеев после совещания констатировал, что удалось лишь свести к минимуму возможные варианты реформирования Вооруженных сил. Выходит, все равно нелегкое решение принимать президенту. Причем, скорее всего, не только о судьбе РВСН, но и о дальнейших служебных перспективах министра обороны и начальника Геншатаба, коли они не способны добиться единства в главном. Можно предположить, что симпатии Верховного главнокомандующего нынче на стороне генерала Квашнина. По сути дела, именно начальник Генштаба руководит войной в Чечне, а маршал Сергеев всячески от нее дистанцируется, предпочитая заниматься другими вопросами. Между тем связь между результатами контртеррористической операции на Северном Кавказе и политическим будущим самого Путина представляется несомненной.
К тому же совсем недавно президент впервые в истории ввел начальника Генштаба в состав Совета безопасности, как бы уравняв здесь его статус с министром обороны. Сергеев подобных знаков внимания от Владимира Владимировича не удостаивался. Разве что в апреле срок службы маршала был продлен еще на год. Но кто дал - тот может и отнять, ведь так?