Почему ученикам Христа одной Пасхи оказалось мало
Уже завтра, в субботу, православные храмы начнут украшать ветвями берез, травами и цветами: в воскресенье, 20 июня, Троица, один из самых любимых праздников на Руси. В церковном календаре она знаменует завершение евангельской истории Спасителя. И, как и Вознесение, тесно связана с Пасхой: Троицу отмечают на 50-й день после нее, а Вознесение — на 40-й (сегодня, 18-го, как раз отдание этого праздника). Но так было не всегда...
Древнейшее из дошедших до нас изображений Вознесения: вырезанный в 400 году в Риме рельеф из слоновой кости (ныне он хранится в Баварском музее в Мюнхене). Сюжет больше напоминает пасхальный: жены-мироносицы у Гроба, ангел, говорящий им: «Что вы ищете живого среди мертвых? Его здесь нет, Он воскрес!». И сам Спаситель, завершивший свое земное служение и восходящий во плоти на небо (точнее, его поднимает спустившаяся с неба рука Отца).
Действие явно происходит вслед за Воскресением, никаких тебе сорока дней — точнее, мы не видим, чтоб они были. Как не видим и апостолов, если не считать две склоненные в печали фигурки у ног Христа. Но обычно его учеников в сюжетах Вознесения изображают совсем иначе. Например, как на миниатюре XI века из монастыря Дионисиат на Афоне, почти дословно иллюстрирующей фрагмент из «Деяний апостолов» про Вознесение.
Между этими изображениями — семь веков. И конечно, автор первого гораздо полнее знал, что называется, контекст. А он очевиден: ученики Христа, в одночасье потерявшие своего Учителя, с которым всего неделей раньше радостно вступали в Иерусалим под приветственные крики толпы, растерялись. Никто из них, кроме Иоанна, даже не решился прийти к месту Распятия «страха ради иудейска» (в Новом Завете это выражение означает «из страха перед властями»): как бы первосвященники, расправившись с Учителем, не вспомнили и о них. А Петр (на миниатюре он справа от Богородицы) и вовсе в ночь ареста Христа ухитрился трижды от него отречься.
Подавленные своим предательством, сломленные и растерянные, предстали они перед воскресшим Христом, который вошел к ним, несмотря на плотно запертые двери, с приветствием «Мир вам!». И, даже увидев рядом Господа, не обрадовались, а испугались. По словам Антония Сурожского, «Христос воскрес — казалось бы, чего больше надо, чтоб окончательно поверить в Его слова. Но ученикам одной Пасхи оказалось мало. Ни о какой победе над смертью, ни о каком Небесном Царствии они не догадывались, невзирая на все уроки». Так что теперь понятно, для чего понадобились эти дни от Пасхи до Вознесения: для повторения и закрепления пройденного!
Одиннадцать раз являлся Спаситель ученикам (обычно это бывало по воскресеньям), укрепляя их, проповедуя и «отверзая ум к уразумению Писаний». И на глазах происходило чудо: страх и робость исчезали, а простые рыбаки и ремесленники превращались в апостолов, которым, по словам Христа, предстояло свидетельствовать о нем «в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». По прошествии же этих дней (Церковь приняла версию евангелиста Луки, что их было 40), Господь вместе с учениками пришли на Елеонскую гору, где не раз бывали и прежде. Там он дал им последние наставления и заповедал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа: и се Я с вами во все дни до скончания века». И, подняв руки в благословляющем жесте, стал удаляться, пока не исчез в лучезарном облаке, оставив на земле многочисленных свидетелей Вознесения: апостолов, Богородицу, жен-мироносиц...
Интересно, что эту впечатляющую сцену описал только один евангелист, Лука (он же автор «Деяний апостолов»). Все прочие новозаветные авторы избегали натурализма при рассказе о Вознесении — собственно, кроме Луки, о нем кратко упоминает только Марк. Уже в те времена не считали, что Бог обитает «на облаке» у нас над головой. Но Луку это не смутило, для него важнее было, чтоб его рассказ запомнился, а образы оказались понятны тогдашним читателям. И он не ошибся. Вознесение — одна из любимых тем не только у иконописцев, но и художников, начиная с Возрождения и до наших дней (например, картина Джеймса Тиссо, 1886 год).
Почитаем был этот праздник и в народе. На Руси верили, что от Велик дня (Пасхи) до Вознесения Сын Божий, Спас, обходит всю землю, и в эти дни старались поменьше ругаться и не плевать в стороны: не ровен час, попадешь куда не надо. А хозяйки пекли особые блины, «Христовы лапотки», Спасу в дорогу, и делали «лесенки» из сладкого теста, чтоб Господу проще было, завершив дела, подняться к Отцу на небеса (эти лакомства непременно отдавали детям). А еще бережно относились к гнездовьям, особенно ласточек и орлов: ведь святитель Николай уподоблял вознесшегося Христа «орлу, что прокладывает путь своим орлятам» или «ласточке, что летит впереди, указывая путь стае».
А здесь (фото вверху), на фреске М.А. Врубеля «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1885) — праздник, тесно связанный с Вознесением: Пятидесятница (она же Троица). Когда-то, в первые века христианства, их и вовсе отмечали вместе, на 50-й день. Потом, с V века, разделили, но все равно они остались «сообщающимися сосудами». И обещание, данное Спасителем ученикам накануне Вознесения — прислать Утешителя, Святого Духа, который будет их наставлять и поддерживать, исполнилось на Пятидесятницу. На фреске — как раз этот момент.
Богородица и апостолы собрались в Сионской горнице, чтобы отметить праздник, когда евреи вспоминают о дарованных Богом Моисею на горе Синай Десяти заповедях (как раз на 50-й день после Исхода из Египта). А заодно радуются первому урожаю, украшая дома плодами и колосьями пшеницы (отсюда зеленое убранство и наших храмов на Троицу). «Внезапно, — сказано в „Деяниях апостолов“, — сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
Апостолов, которых мы несколько недель назад видели растерянными и испуганными, теперь было не узнать. Они разговаривали с людьми, приехавшими на праздник (а он всегда привлекал в Иерусалим множество гостей), на их родных наречиях и диалектах. А Петр, доселе не отличавшийся красноречием, выступил с такой речью, что после нее около 3 тысяч человек уверовали в Христа и приняли крещение. Именно этот день Церковь считает днем своего рождения: апостолы, на которых сошел Святой Дух, смогли начать проповедь христианства в мире (а кто где, определил жребий).
Ну а это, пожалуй, лучшая иллюстрация для второго названия праздника Пятидесятницы: «Троица» Андрея Рублева, списки с которой есть, пожалуй, в каждом храме. Ее называют самым известным и таинственным изображением Бога в истории православной иконографии. О чем ведут беседу Трое, изоб-раженные Рублевым в круге вечности? Протопоп Аввакум в своем «Житии» размышлял и над этим. Вот его версия разговора на Предвечном совете. Отец говорит Сыну: «Создадим мир!» — «Да, Отче!» «Но этот мир, — продолжает Отец, — отпадет от своего пути, и для того, чтобы его спасти, тебе придется стать человеком и умереть». «Да будет так!» — говорит Сын. И добавляет: «Но я вернусь, и ты пошлешь Утешителя вместо меня». — «Да, Сын! И люди обретут благодать Святого Духа, если захотят».
Считается, что именно со схождением Святого Духа, которое первый раз произошло на Пятидесятницу, Троица обретала для нас свою полноту: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. На этот праздник в православных храмах совершается одна из самых красивых служб в году. Церкви утопают в зелени: полевые травы, ветки березы, цветы, полы устланы свежескошенной травой, запах которой смешивается с ароматом ладана. А накануне, в субботу, которая так и называется Троицкая Вселенская родительская, особо поминают людей, почему-либо не получивших христианского погребения (например, пропавших без вести), и всех прочих усопших.
P.S. Кстати, не забудьте: участвовать в праздничных службах, как и раньше, можно удаленно, трансляции ведут все крупные соборы и храмы. Если что — понапрасну лучше не рисковать. И — с праздником!