На днях первый президент Российского футбольного союза Вячеслав Колосков отпраздновал 80-летие
15 июня отпраздновал своё 80-летий один из крупнейших советских и российских чиновников-функционеров Вячеслав Колосков. Человек, много работающий на столь высоких постах, как глава федерации футбола СССР и России, как член исполкома ФИФА (1996-2009) и УЕФА (1994–2009), — всегда под пристальным вниманием миллионов болельщиков, а стало быть, под шквалом критики. Тем не менее, нельзя не согласиться с тем, что в том числе и благодаря дипломатическим способностям Вячеслава Ивановича сборная СНГ была допущена до финальной части Евро-1992, а в 2018 году Россия получила чемпионат мира. И даже Андрею Аршавину «скостили» дисквалификацию в 2008 году, благодаря чему он блеснул на Евро-2008.
Получив поздравления от «Труда», Колосков ответил на вопросы нашего корреспондента.
— Я ещё пару лет назад регулярно общался с Джани Инфантино и Александром Чиферином (главами ФИФА и УЕФА — «Труд») на конгрессах ФИФА. Но так как из-за КОВИДа эти конгрессы давно не проводились, так что обоих давно не видел. Но они оба прислали мне поздравления с моим юбилеем. А последний из крупных футбольных функционеров, с кем я разговаривал — Йозеф Блаттер, бывший глава ФИФА. Я ему звонил 10 марта и поздравлял с 85-летием. Несмотря на все случившиеся с ним неприятности, я продолжаю его поддерживать, как могу... точнее, мы продолжаем дружить. Впрочем, он ушел со своего поста только из-за разногласий по части этического кодекса ФИФА. Обвинений по уголовному кодексу предъявлено ему не было.
Сейчас, уже по ходу Евро-2020 много недовольных политикой УЕФА. Одни недовольны тем, что футболисты дружно становятся на колени в знак солидарности с движением Black Lives Matter, другие тем, что этих футболистов дружно освистывают трибуны. По поводу коленопреклонения — это никакой не скандал, а личное дело каждого. Если бы ФИФА и УЕФА пытались футболистам запретить делать это, то их обвинили бы в расизме, и многие серьезные спонсоры могли разорвать контракты с этими футбольными ассоциациями. Я думаю, это поветрие само собой потихоньку отомрет. Не так уж много профессиональных футболистов в него вовлечены. Уж точно — лишь несколько из 24 участниц Евро. А дружный свист трибун на стадионе в Санкт Петербурге... Если уж до сих пор в УЕФА не подняли шум по этому поводу, значит, мы уже проскочили эту неприятность. Думаю, всё обойдется.
Что касается скандала с формой сборной Украины, то здесь явная недоработка УЕФА. В этом вопросе при контакте с представителями национальных федераций допущены какие-то двусмысленности. Ведь достаточно обратиться к старому регламенту, согласно которому в правилах игры записано: на лицевой стороне экипировки можно размещать только символику государства, номер футболиста и товарный знак производителя одежды. На спине — фамилия и номер. Причем, даже подробно оговорено — каких они должны быть размеров. И раньше никогда и попыток не было размещать на форме контуры государственных границ, лозунгов и чего-то ещё. А сейчас УЕФА это проморгало. И даже некоторые футбольные чиновники, комментировавшие журналистам этот скандал, к сожалению, не знают регламента.
Об отсутствии в составе сборной России звезд хотя бы средней европейской величины... Подобные периоды случались и у более авторитетных и успешных ныне команд — сборных Германии, Бельгии, Англии и других. Главное, чтобы удалось сделать правильные выводы и быстро принять надлежащие меры. В этих странах сумели исправить ситуацию. Корень проблем — недостатки в работе российских тренеров, которые занимаются подготовкой резервов. Если у футболиста не было добротной детской и юношеской школы, то даже при очень большом природном таланте в наше время он не сможет стать профессионалом высокого уровня. В российских юношеских командах ведется серьезная работа — внедряется опыт голландских, немецких, испанских школ. То есть, знаниями и методиками наши тренеры в целом вооружены. Второй вопрос — правильно использовать их на практике, а также квалификация тренеров. Наши пробелы заметны уже в международных турнирах начиная с 16-летнего возраста. Неправильно заложенные навыки бывает поздно исправлять даже у 14-летних. Одна из причин: в детские спортшколы, особенно в регионах, не соглашаются идти хорошие специалисты — слишком низкие зарплаты. И плохая инфраструктура многих школ.
Станислава Черчесова критикуют за плохой результат, при том, что его зарплата одна из самых высоких среди наставников сборных, участвовавших в нынешнем Евро. С другой стороны, я не согласен с теми, которые утверждают, что Черчесов ниже уровнем как тренер, чем, например, Олег Романцев, Георгий Ярцев или Лееонид Слуцкий. Всё в конечном итоге объективно определяется результатом. А результат у большинства предыдущих тренеров национальной сборной примерно одинаково плох — не смогли пройти в финальную стадию чемпионатов мира и Европы, либо проходили, но там уже им не удавалось занять первое-второе место в группе. Приятных исключений было лишь два: полуфинал Евро-2008 при Гусе Хиддинке и четвертьфинал ЧМ-2018 при Черчесове. Вот вам и ответ на вопрос об уровне мастерства тренера.
И в завершение разговора Вячеслав Иванович поделился с «Трудом» ещё одним секретом. На фоне других наших спортивных чиновников из старой гвардии он всегда выделялся тем, что с представителями ФИФА и УЕФА он разговаривал без переводчиков:
— Да, спортивные функционеры моего поколения плохо знали иностранные языки. Уровень их преподавания в советских школа был неудовлетворительный. Я учил немецкий в школе и институте. И хотя я занимался старательно, потом все равно приходилось индивидуально подтягивать уровень. Английский я уже осваивал в довольно почтенном возрасте — в частном порядке, а также на специальных языковых курсах в Швейцарии. Сил на это потратил немало. Лучше, конечно, всё это делать в юном возрасте.
«Труд» искренне желает Вячеславу Ивановичу долгих лет жизни и работоспособности, которая, будем надеяться, ещё пригодится нашему футболу. Ведь многие ключевые решения ФИФА и УЕФА принимают не только при официальном голосовании на исполкомах, но и в кулуарных переговорах, где Колосков по-прежнему активен и эффективен.